День театра. Будет вам «Счастье»

День театру. Буде вам "Щастя"

Накануне Международного Дня театра есть возможность подвести итоги гонки, связанных с театральной премии «Зеркало сцены» (инициатор и основатель DT.UA). Театральные критики определили лучшие столичные драматические спектакли 2016-го, поставленные молодыми режиссерами (которым не больше 30 лет). Подавляющим большинством голосов, поданных экспертами, и определился победитель, а следовательно лауреат уже второй премии «Зеркало сцены». Это режиссерская работа Ивана Урывского в Киевском театре «Золотые ворота» — «Украденное счастье» по мотивам классической пьесы Ивана Франко.

Год назад возникла идея премии «Зеркало сцены», цель которой — поддержка новых, прогрессивных, инновационных явлений на украинской сцене. Эта премия вне желания каких-то «соревнований» с уже существующими государственными премиальными театральными наградами. «Зеркало сцены» — премия в русле европейских традиций, когда влиятельные издания активно наблюдают за сценическим процессом и определяют лидеров такого движения. Как пример — серьезная история и весомая репутация театральной премии газеты Evening Standart (Великобритания). И, конечно же, можно вспомнить и другие медийные примеры.

Принципы «Зеркала сцены» — открытость, дискуссионность, демократичность; критерии — резонансность сценических событий, их успешность и художественная стоимость, а также интересный творческий поиск, общественно-социальная составляющая (если такую цель предусматривает идеология проекта).

Первым лауреатом «Зеркала сцены» — по итогам опроса театральных журналистов — стал независимый арт-проект «Оскар и Розовая Дама» (копродукция Ивано-Франковска, Киева, Харькова, режиссер — Ростислав Держипильский). Этот спектакль в прошлом году обошла по итогам опроса достаточно серьезных и весомых конкурентов: «Театр переселенца» Георга Жено и Натальи Ворожбит; Stabat Mater Денис Матвиенко и Эдварда Клюга; «Искусство войны» Влада Троицкого и Алексея Ботвинова.

Если предыдущий ракурс «Зеркала сцены» предусматривал взгляд на независимые украинские арт-проекты, то сейчас в поле зрения — молодая украинская режиссура: лучшие спектакли молодых художников, поставленные в столице в течение 2016-го. Пятерка лучших спектаклей (от молодых) формировалась благодаря нашим предложениям экспертов — известных театральных критиков и театральных обозревателей. Особая благодарность за творческие предложения и, собственно, за сотворчество в контексте «Зеркала сцены» — Сергею Васильеву, Анне Веселовській, Анастасии Гайшенець, Ирине Чужиновій, Татьяне Полищук, Юлии Бірзул, Надежды Соколенко, Людмиле Олтаржевській.

Итак, пятерка лучших спектаклей молодых режиссеров по версии «Зеркала сцены»:

«УКРАДЕННОЕ СЧАСТЬЕ» (режиссер Иван Урывский, театр «Золотые ворота»; сразу семь экспертов отдали голоса именно за эту работу).

«ЭТО ВСЕ ОНА» (режиссер Власть Белозеренко, Киевский Молодой театр).

«БУНА» (режиссер Давид Петросян, совместный проект «Крыши» и театра «Practicum»).

«УСТУПИ МЕСТО» (режиссер Дмитрий Весельский, Киевский Молодой театр).

«ЗАБАВНЫЕ ИГРУШКИ НА КРЫШЕ» (режиссер Дмитрий Гусаков, Театр «Золотые Ворота»).

Относительно спектакля-победителя — «Украденного счастья». Эта постановка появилась в год юбилея Ивана Франко — 160-летие со дня рождения украинского гения. Камерный формат спектакля не «сплющить» в ней масштаба больших страстей и мистических метаморфоз. Собственно, по внешним признакам спектакль Ивана Урывского — это пластичная, мистическая новелла об особенностях неистовой страсти, о людях и призраках, при призрачность «счастья» как такового.

День театру. Буде вам "Щастя"

«В «Украденном счастье» очень молодые актеры и режиссер проявили такую глубину ощущения драмы Франко, которой не всегда достигают даже опытные мастера сцены, — говорит критик Анастасия Гайшенець (главный редактор журнала «Украинский театр»). — При сохранении стилистической аутентичности, эта постановка насыщена современными ритмами театрального языка, полна экспрессионизма и символизма. Здесь является гармоничное сочетание архаики и авангарда. Если сравнивать с современной музыкой, то это, наверное, электро-фолк театральным языком».

Режиссер-лауреат «Зеркала сцены» — Иван Урывский — дебютировал как профессиональный постановщик именно на сцене «Золотых ворот». Его дебют — «Олеся. Забытая история любви» по мотивам А.Куприна — также не обошли вниманием критика и зрители. Впоследствии в Одесском театре им.В.Василька, этот молодой режиссер осуществил заметные постановки по произведениям Михаила Коцюбинского («Тени забытых предков»), Александра Вампилова («Охота на уток»). Его одесская премьера 2016-го — «Турандот» по мотивам Карло Гоцци.

Относительно важных тенденций, связанных с молодой украинской режиссуры на примере лучших спектаклей 2016-го, у критиков есть и разные, и общие взгляды.

«Кажется, проблема молодой режиссуры (хотя бы с оглядкой на прошлый год) в украинском театре уже не такая насущная, — говорит Анастасия Гайшенець. — Молодежь стала активнее интересоваться театром и мыслить себя в режиссерской профессии. Еще 10 лет назад наш театр был похож на пансионат для пожилых людей. Теперь «творить» театр стало модно в среде молодежи. Думаю, сейчас тот момент, когда количество начнет перерастать в качество. И за несколько лет увидим среди нынешнего поколения 30-летних настоящих лидеров с их самобытной языке и оригинальной сценической лексикой».

Еще одна мысль по поводу этого же от критика Юлии Бірзул: «Курс, взятый молодыми режиссерами именно сегодня, однозначно направлен на смелый поиск себя как художника-гражданина. Наблюдается тенденция фиксации настоящего. Чувствуется острое желание говорить со сцены правду. Последние годы стали годами социального театра со смелыми художественными экспериментами. Пока не все выглядит правдиво и уверенно, но очень радует то, что вместе с новыми режиссерскими именами, появляются и новые незаїжджені названия в репертуарах».

День театру. Буде вам "Щастя"

Кроме «Украденного счастья» Юлия Бірзул поддержала также проект «Дикого театра» — «Быть снизу» (режиссер Юлия Мороз): «Это честная позиция режиссера, которая имеет смелость говорить и ставить о том, что ей болит…». И еще один спектакль, поддержана Юлией — это «Странные забавы на крыше» (режиссер Дмитрий Гусаков): «Это детская постановка, в которой авторы отнеслись как к взрослой. Потому важно, чтобы наши дети тоже воспитывались на актуальном искусстве. Наконец, это весело и остроумно!»

Среди проектов молодой режиссуры, отмеченных критиками — «Дело Менделя Бейлиса» (аудиотур от Дмитрия Левицкого и Петра Армяновського).

«Это уникальный опыт прогулки киевским Подолом и пристального вглядывания в следы и знаки, которые остались с прошлого, появились уже сегодня, — делится мыслями критик Ирина Чужинова. — Почему нами так легко манипулировать? Откуда берется нетерпимость к иному и есть ей противоядие? Давно не получала такого удовольствия от процесса мышления и созерцания, которым не мешали (как это часто случается в наших театрах), а деликатно способствовали».

Театральный критик Людмила Олтаржевська (главный редактор журнала «Театрально-концертный Киев») также размышляет по поводу активности новой режиссуры: «Молодые постановщики, по крайней мере сегодня, у меня ассоциируются с постоянными открытиями. Конечно, угодить зрителю, оглядываясь на то, как та или иная спектакль «продаваться» — это точно не для них, молодых. Для них свойственно быть здесь и сейчас, удивлять и провоцировать, разрушать стереотипы, нарабатывать новые тренды в театре, мыслить раскованно, современно, чувствовать себя боевой единицей мирового театрального пространства. И если взвесить на спектакли-лидеры именно в отражении «Зеркала сцены», то сегодня уверенно говорим об активных режиссеров, кому еще даже не исполнилось 30! Хотя еще вчера «молодой режиссер» воспринимался чаще всего в возрастной категории «40+».

Среди спектаклей, которые назвали критики в контексте «Зеркала сцены» также: «Женский виноград» (Молодой театр, режиссер Сергей Корниенко), «Как не стать порохом» («Золотые Ворота», режиссер Орест Пастух).

День театру. Буде вам "Щастя"

В этом году «Зеркало сцены» реализуется в сотворчестве с Национальным союзом театральных деятелей Украины (руководитель — Богдан Струтинский) и Фестиваль молодой украинской режиссуры имени Леся Курбаса (идеолог — Анна Веселовская). Особая благодарность нашим друзьям и коллегам, которые не только морально поддержали эту премию. Это — Михаил Кухар, Сергей Довгаль, Александр Каменец. Нагорження победителя состоится в ближайшее время — сразу после спектакля «Украденное счастье» в Театре «Золотые Ворота». И в этом также демократический принцип этой премии: ни одного официозного церемониала, а сугубо творческая театральная молодежная обстановка.

Источник

Добавить комментарий