Даниил Лидер. В пространстве и во времени

Данило Лідер. У просторі і в часі

В этом году Украина отмечает 100-летие со дня рождения выдающегося украинского художника Даниила Данииловича Лидера (1917-2002). Его вклад как художника-сценографа в украинскую культуру и в историю театра, в частности, — неоценимый.

Яркая личность ХХ века, художник-реформатор театрально-декоративного искусства, истинный философ поставангардної творчества, Д.Лидер, очевидно, не случайно родился в один день с Буддой — в день Белого Лотоса. Образ мастера рифмуется с мыслями Лао-Цзы «Про настоящих людей»: «Они управляют внутренним, не внешним. Они понимают основы с помощью духа. Видя развитие событий, они придерживаются источники. Они сосредотачиваются на внутреннем и рассматривают несчастье и удачу в сочетании».

В глухие 1950-1970-е підцензурного существования культуры, когда все пропускалось сквозь жернова советской нормативности, а інакодумству было отказано в праве на жизнь, — уже тогда Д.Лидер противопоставил застылости динамику. Он отдал предпочтение образу, который находится в становлении, в движении — перед смысловой незыблемостью. Так родилась «действенная сценография».

Художники-единомышленники Д.Лидера — Д.Боровский, Г.Китаев, И.Блумберг, Г.Гунія и другие «шестидесятники», а также их ученики взорвали бетон догматизма, обратившись к многозначных образов, аллегорических, незавершенных, что тогда было поразительным свободомыслием. 30 лет, которые прошли с тех пор, доказали жизнеспособность действенно-метафорической декорации. Она воплотила Бы прозрение.Пастернака относительно системы мышления в ХХ веке. «Метафоризм, — писал поэт, — естественное следствие недолговечности человека и надолго задуманной громадья ее задач. При этой навідповідності он вынужден смотреть на вещи по-орлиному зорко и порозуміватися мгновенными и сразу понятными озарениями…»

Творческое мышление Д.Лидера синтезирует типичный для европейца абстрактно-логический способ отыскания образа с присущим восточному разуму интуитивно-эвристическим опытом в нахождении решений. Холодный опыт ума в сочетании с незамутненной детской интуитивностью — одна из загадок личности Д.Лидера. Это дуализм редкого качества. Замечательно, что мужская сила логики, математическая взвешенность и конструктивность идей правит лишь за подмогу к поэтического озарения. Его, Д.Лидера, мужское сознательное, как в истинного даосиста, подчиненное женском бессознательном. Художник охотно присоединяется к компании.Ґ.Юнга, который писал: «Иногда мне кажется, будто я вбираю в себя пространство и вещи вокруг меня. Я живу в каждом дереве, в плюскоті волн… в каждом существе… Здесь все имеет свою историю, — и это моя история. Здесь несут в себе ту простоту, которая так трудно дается человеку».

В сценических работах Д.Лидера является поэтические приемы тропа — метафоры, сравнения, метонімії. Они — сердечник образного мышления художника.

Замечательно также и то, что гораздо раньше, чем основоположник теории трансавангарда — итальянский искусствовед А.Бонито Олива, Д.Лидер осознал излом антропоцентричної, рациональной модели мировосприятия. Художник понял: утопия гармонии (ренессансной, классической или советской) отошла в историю. Тогда же возник интерес к идеям контрапункта, незавершенного, многозначного образа. Была осмысленная причина коллажного мышления, присущего человеку ХХ века.

Понятно, почему Д.Лидер был тяжелым для осознанием теми, кто трактовал искусство как отражение действительности, да еще и «с точки зрения миросозерцания марксизма». А это всегда были люди у руля. Отсюда — жизненная драма Д.Лидера, который познал горечь неосуществленных спектаклей, сталинскую курорт-зону, а впоследствии — непонимание в театрах и вузах Украины, досадное замалчивание масштаба его личности. Однако к жизни претензий не было никогда, была труд, радость творчества и воспитания трех поколений единомышленников.

Художник — как Бог, ему дано творить не картины — миры. За 6 десятков лет профессиональной работы создано много. Д.Лидер проникает в микро — и макрокосм человеческого сознания. «Так случилось, что я увидел свой код на сцене: мир бесконечно мал и бесконечно велик. Так было построено структуру пространства», — говорит автор. Любая патетическая поза не касалась маэстро. Масштаб его личности — человеческий. Это составляет особое очарование частного общения с мастером. Будучи «властителем дум», Д.Лидер нисколько не озабочен этой ролью. Ему «надо только мысль разрешить» (выражение Ф.Достоевского). Художник — воплощенная сущность интеллигента, которого, по меткому наблюдению Д.Лихачева, нельзя казаться, им можно только быть. Родовой признак личности Д.Лидера — в малом видеть значительное: у студента — будущего мастера, в несміливому шевеления души — безграничную возможность обновления. Именно поэтому с его творческой лаборатории, которая существовала в 1970-е, а главное — из его мастерской в Киевском художественном институте вышло так много талантливых сценографов: В.Карашевский, М.Левитская, И.Несмєянов, Л.Беспальчая, В.Риданих, С.Каштелянчук, А.Бурлин и другие, всех не счесть. Во всем мире их знают как «школу Лидера».

«Правда и суть скрытые в малом, — повторяет Д.Лидер. — Трудное всегда малое. Если бы меня спросил Понтий Пилат: «Что есть истина?» — я бы знал, что ему ответить… Истина — в обращении к малых форм бытия как к корневой системе». Точнее эта концепция воплотилась 1971 г. в сценографии до «Короля Лира».Шекспира на сцене Малого театра в Москве. Не было здесь ни средневековой архитектуры, ни покоев короля — только движущиеся геометрические формы, которые работали по принципу выдвижного объектива в старинном фотоаппарате. Это было інакомовлення. Оно, по убеждению художника, «единое и вечное явление, которое питает культуру народа». Декораций не поняли даже занятые в спектакле актеры. Время объяснил их пророческий смысл: имела изъян — начало великой драмы. Декорация работала, словно какая-то надособистісна сила, выталкивая Лира с пространства его жизни.

Прозрение пришло слишком поздно.

Метафоры, намеки, знаки — они возбуждают сознание зрителя, заставляют домысливать, фантазировать, становиться соучастниками действа. Творческий метод Д.Лидера построена по формуле: «Поиск проблемы, выявление конфликта, нахождение формы, фактуры, материала, созданию многозначного незавершенного образа. Он открывается в процессе актерской игры в «действенной режиссуре» спектакля». Однажды, в начале 1970-х, Лидер сказал: «Конфликт есть тело сценографии. В Москве почему-то отменили «действенную сценографию». Нельзя отменить то, что заложено в Космогонии, в Богобаченні».

Еще в конце 1960-х Д.Лидер противопоставил «действенную сценографию» побутописній декорации, которая обозначала лишь место происшествия. «Эстетическую революцию» было совершено. Принципы мастера усвоенные и развитые его учениками как рабочий метод не только в Украине, но и в России, Грузии, Прибалтике.

Понадобилось более 20 лет, чтобы «официальная эстетика оказалась способной осознать динамику и глубину нового творческого метода. Сам маэстро, глубоко понимая суть конфликта, отнесся к досадному отставание неповоротливого догматизма по-философски. «Конфликт, — замечает художник, —лежит в пространстве, предшествующего текста пьесы. Ищи конфликт, — настаивает Д.Лидер, —находи ему форму воплощения, и ты сумеешь отвоевать еще одну тайну бытия».

Вдумайтесь в это откровение. Оно стоило мыслителю всего опыта его жизни. Вслед за Пабло Пикассо повторите: «Качество художника зависит от качества прошлого опыта, который он несет в себе». Если Д.Лидер в
80 лет — творчески молод, как это было в случае с Микеланджело, Тицианом, Пикассо, Шагалом, он способен прогнозировать будущее, и не только в театре. Д.Лидер уверен, что «один из самых сильных, самых мощных импульсов, поводов поумнеть — это понять сценографию, осмотреть ее законы».

Если бы Киев был Афинами эпохи Перикла, думаю, Даниила Лидера попросили бы не только построить и украсить Храм, но и быть государственным советником. Ведь интеллигенту-безсрібнику нет необходимости суетиться в кулуарах власти, а, идя по своей природе, «надобно мысль разрешить».

Факты

Даниил Данилович Лидер родился 25 апреля 1917-го в селе Вікторфельді Малчевсько-Полнинської волости Донецкого округа (ныне Ростовская область). Немец по происхождению. В период Второй мировой войны был выслан на Урал, работал забойщиком на шахтах, позже — художником. После работы в театрах Российской Федерации, в 1962-м, переехал в Киев. На украинских сценах сотрудничал с выдающимися режиссерами — Сергеем Данченко, Ириной Молостовой. Среди выдающихся украинских спектаклей, художником которых был Даниил Лидер, — «Вишневый сад» в Театре имени Леси Украинки, «Дядя Ваня», «Визит старой дамы», «Каминный хозяин», «Тевье-Тевель» на сцене Киевского театра имени Ивана Франко. Не стало художника 29 декабря 2002-го.

Источник

Добавить комментарий