Что будет с Союзом и с вами?

Що буде зі Спілкою і з вами?

jjspring / depositphotos

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Що буде зі Спілкою і з вами?

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

Новый глава Национального союза театральных деятелей Украины Богдан Струтинский ответил DT.UA на гамлетовский вопрос — быть или не быть? То есть «быть» театральной Союзе такой, какой она была, — ведь уже давно назрели серьезные реформы.

Чисто по-детски слово «союз» благозвучно рифмуется со словом «свирель». По этому поводу услужливая воображение рисует радужную картинку: новый глава «союза» берет в руки свирель и ведет за собой театральную общину. Конечно, не в темное море, а в светлое будущее, куда все так стремятся, но их туда пока не берут.

Проблема творческих союзов на страницах DT.UA поднималась неоднократно. В частности, недавно такой же новый глава Союза кинематографистов Тарас Ткаченко рассказывал о своих ближайших реформаторские шаги.

Тем временем отношение к самим союзов со стороны некоторых молодых общественных деятелей и активистов иногда — сдержанное, а иногда — беспощадно. Мол, все древнее ботвы сталинской идеологической системы, а теперь нам нужны ростки новой современной организации общественной и творческой жизни.

Напомню, Украинское Театральное общество было основано еще при жизни-бытия.Сталина — 1944-го. С центром в Киеве и с филиалами в Харькове, Львове, Одессе, Донецке, Симферополе, Днепропетровске. Согласно с тогдашними документами, общество должно пропагандировать систему К.Станиславского и партийные установки.

Руководителями союза в ХХ веке. были Иван Паторжинский, Наталья Ужвий, Елена Кусенко, Сергей Данченко.

На рубеже прошлого и нынешнего веков НСТДУ руководил Лесь Танюк.

Осенью на съезде НСТДУ новым руководителем этого союза избрали Богдана Струтинского, директора и художественного руководителя Киевского Национального театра оперетты.

— Выдающиеся личности, которые в разные периоды и эпохи возглавляли украинскую театральную союз, — художники-легенды: Ужвий, Паторжинский, Кусенко, Данченко и, конечно, мой учитель Лесь Танюк, — говорит Богдан Струтинский. — Важно осознавать, в какое время жили и творили эти выдающиеся люди. И, собственно, стоит постоянно вспоминать их вклад в жизнь украинской театральной общины.

Например, Наталья Михайловна Ужвий еще в 1959-ом присоединилась к созданию Дома ветеранов сцены.

— Кстати, как сегодня функционирует этот Дом? Ведь время от времени в СМИ появляются тревожные сообщения о сложной ситуации в том доме?

Що буде зі Спілкою і з вами?

Богдан Струтинский

— Дом живет своей жизнью. Хотя, понятно, что это жизнь напряженное, для многих, к сожалению, затихающее.

Как мне недавно сообщил директор Дома, там проживают 17 ветеранов сцены. Со своей стороны, я сделаю все, от меня зависящее, чтобы улучшить условия жизни пожилых людей.

К тому же, может и не все об этом знают, там очень нужно решить проблему с землеотводом. Весь период существования Дома земля под ним, собственно, ему «не принадлежит».

Во времена СССР был утвержден государственный реестр (земельных кадастров тогда еще не было). Но появилось новое законодательство независимой Украины. И решение о предоставлении права на отвод этой земли до сих пор не было.

Значит, надо этим заниматься.

Надо заниматься даже такими элементарными вещами, как счетчики —на воду, на тепло. С целью экономии. Ведь только за год экономия в Доме могла бы достигать 300 тыс. грн.

Работы очень много.

— Если говорить о других направлениях работы. В частности, такой чисто формальный направление как статистика. Сколько сегодня насчитывается членов Союза?

Статистика, кстати, — тоже не закрытый вопрос. Надо, чтобы межрегиональные театральные отделения подали реальные списки количества участников. И они должны быть не на бумаге (как в допотопные времена): будем внедрять электронную регистрацию. Она будет публичной, на нашем официальном сайте.

— Сайт НСТДУ, вообще, существует?

— Нет, пока что, к сожалению, сайта нет. Опять же, это еще одно из направлений работы. И тут уже сделанные наработки. Надеюсь, в начале 2017-го официальный сайт Союза будет функционировать. Потому что такой сайт должен стать «картой» жизни Союза, его важных событий.

К сожалению, определенные рудиментарные процессы привели к тому, что сегодня театральной Союза как активной общественной трибуны мы не имеем.

Хотя, с другой стороны, члены союза активно работают в региональных отделениях. В Западном регионе, в Днепропетровске.

Эти люди, несмотря ни на что, держат планку, помогают коллегам, проводят мероприятия. Их деятельность свидетельствует, что нельзя отказываться от лучших союзных традиций.

Тем временем надо строить новую общественную структуру — по европейским стандартам. Как ассоциации. Как институцию. Как активный инструмент влияния театрального социума — на исполнительную и законодательную власть.

Ведь вы согласитесь, что даже такой болезненный вопрос, как театральная реформа, в ее нынешнем «контрактном» виде, к сожалению, прошло без активного вмешательства в этот процесс НСТДУ.

Разумеется, на то были серьезные причины — и объективные, и субъективные.

— Богдан, несмотря на разные мнения относительно рудиментарності союзов, или оглядываетесь на опыт других театральных государств? Как у них? Как там выстраиваются аналогичные общественные объединения по профессиональным интересам?

— Я общался с представителями белорусской и молдавской театральных союзов. Там ситуация похожа на украинскую. То есть действительно заметные рудименты «совка».

— А что с опытом стран Балтии?

— В балтийских странах место союзов заняли ассоциации. В определенной мере, такие ассоциации являются синонимами союзов.

С другой стороны, в слове «союз» тоже нет ничего скверного. Союз не должен создавать художественный продукт. Союз должен создавать определенную среду для художественного продукта: генерировать идеи, ставить и решать проблемы, возникающие в области театра, защищать интересы людей театра.

И, безусловно, обновлена союз должна иметь четкую дорожную карту — в плане законодательных инициатив.

Сейчас, в частности, формируется рабочая группа совместно с представителями Минкульта, которая будет работать над внесением изменений в Закон о театр. И работы здесь— непочатый край.

Важна также коммуникация с депутатским корпусом.

Само собой в этом деле ничего не появится.

К тому же каждый раз приходится убеждать не только депутатов, но и представителей коммерческих каналов, что культура, театр в частности, — это «формат», именно сегодня.

Но, к сожалению, для многих «влиятельных людей» успешный формат — исключительно попса. Не каждый из представителей власти или крупного бизнеса осознает, что театр — также один из инструментов развития государства.

Представьте, что даже «миф» про Древнюю Грецию без сопутствующего «мифа» о древнегреческий театр почти невозможен.

— От мифа — к реальности. Собственно, какие объекты сегодня находятся в реальном подчинении НСТДУ, хотя бы на территории Киева?

— К сожалению, таких объектов нет.

— То есть?

— На балансе Союза ничего с той недвижимости, которую, очевидно, вы имели в виду, не стоит. Это действительно критически больной вопрос. Ввиду чисто юридическую отсутствие таких союзных объектов, должны квалифицированно и оперативно действовать. Уже в ближайшее время Союз откроет новый офис — причем в центре столицы.

Не хочу рисовать райский сад относительно того, «что» там будет и «кто» там будет. Но, безусловно, там должен работать секретариат. Там должно стоять, исключительно как символ, скажем, пишущая машинка: как образ прошлого, когда драматурги создавали пьесы на таких машинках, а не на компьютерах.

То есть там должна быть современная атмосфера, в которую проникают милые замечательные знаки театрального прошлого, что его не следует изменять.

— Если можно, кратко о структурных изменениях в обновленном формате Союза.

— Сегодня как раз и формируется уже задана мной дорожная карта — то есть сводятся воедино инициативы, связанные с законотворческими вопросами, с важными структурными изменениями в Союзе.

По моему убеждению, НСТДУ имеет теснее объединить вокруг себя региональные отделения, которые ждут от столицы серьезных реальных дел.

Давно назрела тема всеукраинского театрального фестиваля. Сейчас идет обсуждение его формата. Вопросами фестиваля будет заниматься народный артист Украины Ростислав Держипильский, которого я пригласил к руководству Союзом.

Безусловно, в структуре Союза должен быть активный молодежный сектор, чтобы привлечь в организацию новое поколение.

— Как, кстати, его привлечь? Ведь все это время молодое поколение самоорганизуется, создает свои платформы, дикие театры, инновационные и противоречивые проекты.

— Вопрос непростой. Думаю, к такому процессу стоит привлекать и социальные сети, и медийных личностей, которым верит молодежь.

Недавно был в Нежине. И тамошний молодой руководитель местного отделения НСТДУ говорит — мол, а какой прок нам, вообще, от Союза?

И такой вопрос возникает регулярно. Ответом и будет новая современная модель Союза и наполнение ее привлекательными проектами.

Кстати, это еще одно из направлений — сектор творческих проектов. Речь не о создании на базе НСТДУ отдельных спектаклей или аналогичных акций, речь о проекты образовательные, фестивальные, международные.

В таком плане важно направление — медийный. То, что связано с активизацией театральной критики и, собственно, освещением театральной жизни Украины.

Есть идея создать всеукраинскую театральную газету — на определенном этапе хотя бы как онлайн проект.

В начале 2017-го будут действовать сезонные школы НСТДУ. Начиная с февраля, будет работать школа театрального менеджмента на базе Национальной оперетты Украины. Говорил на эту тему и с руководителем Молодого театра Андреем Белоусом. Очевидно, его театр также станет площадкой для школы менеджмента.

Впоследствии будут летние школы НСТДУ в трех городах — Херсоне, Одессе, Ивано-Франковске.

— В чем специфика таких школ? Кто кого и чему там будет учить?

— Если кратко, каждая из таких школ НСТДУ предполагает определенную тематику. Это может быть актерское искусство, режиссура, театральная критика, сценография. В течение 3-5 дней все желающие (среди них студенты, молодые художники из разных театров) попадут на мастер-классы лучших специалистов в своей области.

И еще хотел бы анонсировать важную идею. Она связана с театральными музеями, которых немало в нашем государстве. Там есть огромные наработки, уникальные документы. Поэтому возникла идея разработать в НСТДУ «туристическую карту» театральной Украины. Чтобы соотечественники и иностранцы открыли для себя украинский театр и его выдающихся художников.

Ну и это только небольшая часть проектов, которые впоследствии будут разворачиваться в Национальном союзе театральных деятелей Украины.

— Вы упоминали Дом ветеранов в Пуще-Водице. А я вспомню Дом актера в центре Киева. Кажется, это здание также не имеет прямого юридического отношения к НСТДУ.

— Этот дом является собственностью Киевсовета, это коммунальная собственность. Его судьба зависит от столичных депутатов, от Департамента культуры. Не исключено, что завтра появится какой-то чиновник и заявит о необходимости «реконструкции» Дома актера. Как только она начнется — трудно представить, в чьих руках со временем окажется именно помещения. Хотя есть указ президента о невозможности приватизации учреждений культуры. Который демонстрирует активную защиту государства именно в этой сфере. С другой стороны, мы же имеем и Конституцию Украины. Но не все, к сожалению, ее выполняют.

— Продолжая листать списки недвижимости НСТДУ, не могу обойти легендарную «Чорноморку», дом отдыха театралов в Одессе.

— Часть земли вокруг дома нет.

— Часть — это сколько? И сколько осталось?

— Сейчас, собственно, в «Черноморки» (то есть у Союза) есть гектар земли. Раньше было около трех.

— Что на других двух гектарах происходит?

— Построены современные коттеджи. На самом деле ситуация там сложная. По этому поводу я уже делал запрос на имя мэра Одессы. Хочу разобраться в проблеме. А сама проблема в том, что юридические вопросы как будто зависли в воздухе.

— Вы только что приняли дела. И, очевидно, несмотря на разные предыдущие пертурбации, настроены на аудит НСТДУ?

— Со слов людей, которые работают в НСТДУ, такой аудит продолжается. Я же считаю, что проверку деятельности должен проводить контрольно-ревизионное управление. Поэтому буду делать отдельный независимый аудит. На мой взгляд, это правильно. Ведь, так или иначе, надо начинать новый этап жизни Союза — не то чтобы с чистого листа, но, безусловно, с чистой совестью.

Из досье

Богдан Струтинский — народный артист Украины, директор и художественный руководитель Киевского национального академического театра оперетты. В 1996-м окончил Киевский университет театрального искусства им.И.Карпенко-Карого. С 1999-го — ассистентура-стажировка в мастерской Леся Танюка. Стажировался также в центре Ежи Гротовского (Вроцлав, Польша), в мастерских Ришарда Неочима и Зигмунда Молика. С 2003 г. — художественный руководитель Киевского театра оперетты.

Источник

Добавить комментарий