Чернигов, игры с тенью

Чернігів, ігри з тінню

Британский совет в Украине инициировала открытый конкурс для начинающих режиссеров (и театральных компаний), цель которого — постановка пьес современных британских авторов (новейшие переводы на украинском языке). Было много заявок, теперь определены победители.

Среди них: Кира Малинина и «Лаборатория театра» (Харьков), Евгений Мерзліков и Луганский областной театр (Северодонецк), Тамара Трунова и Киевский национальный театр оперетты, Елена Авдеева и Театр «Арабески» (Харьков), Дмитрий Захоженко и Новый драматический театр на Печерске (Киев). Эти режиссеры и эти театры получают частичное финансирование постановок, авторские лицензии на новые пьесы, а также поддержку британской стороны.

Один из финалистов отбора — Черниговский областной академический украинский музыкально-драматический театр им. Т.Шевченко. Кстати, театр в хорошей форме: чистый, ухоженный, осваивает новые площадки на своей внутренней территории. Здесь молодой режиссер Виктория Філончук и поставила пьесу Сельмы Димитрієвич «Как боги упадут — безопасно не будет».

Новая пьеса на вечную тему дочки-матери, но это не «Королева красоты».Макдонаха. Эта же пьеса о вечной проблеме некоммуникабельности, но здесь, конечно, не С.Беккет и не С.Кейн.

Как на мой вкус, здесь скромный драматургический опус о цикличности обыденности; о неизбежной повторяемости пошлости; о перетекании уже неуверенной молодости в необратимую старость.

Скажем так, текст Димитрієвич (исходя только из услышанного на черниговской сцене) — скорее всего, сознательно сконструирована драматургическая черновик, пространство в которой — буквально настежь открытый для режиссерского вторжения и самопроявления. И, конечно, для комфортного актерского самоощущения, ведь все-таки две центральные роли — Мама и Дочь. В этом тексте (и в этом спектакле) их держат не только семейные узы, но и безвідносний пространство, и такое же время. Дочь регулярно наведывается к маме с банальными вопросами вроде тех, которые мы ежедневно неосознанно ставим своим же родителям по мобильному телефону. Маме, с ее стариковской своенравием, так и хочется уличить дочь в хулиганстве, даже коварстве: а не напісяла она в ванну, когда купалась? Превосходные европейские семейные диалоги периода Brexit.

Семейный (женский) подход в подступах к этой же семейной (женской) пьесы с украинской стороны сделали две сестры — Виктория и Ольга Філончук. Режиссер и художник. Ольга раскрывает новую пьесу (действие происходит на главной сцене: на ней посадили и зрителей) через ощущение безграничного белого пространства экрана, где нет ни квадратных метров жилплощади, ни ванны, ни унитаза, ни другого реквизита. А есть только горькая стеклянной посуды и белая фронтальная стена, на которую попеременно проектором наслаиваются то хоум-видео (эпизоды детства), то капли дождя на горячих поверхностях (хотя это не Фасбіндер и даже не Озон).

Сестре Виктории, на мой взгляд, все-таки досталось сложное задание. Попытаться оправдать — внутри задан очерченной пустоты — природу чувств, природу существования и природу рефлексий двух героинь — Матери и Дочери.

И здесь постановщику бессмысленно полагаться на свое мастерство (ее пока что нет, девушка только в начале пути). Поэтому ее опора — на местных актрис. На «мастеров сцены» (как указано на официальном сайте) — Наталья Максименко и Татьяна Шумейко.

Сразу видно, что это честные, ответственные, увлеченные театральные актрисы. И даже конкретная пьеса их чем-то увлекла. И даже в течение сценической часа актрисы-мастерицы делают то, что им и положено по законам жанра и сюжета: достучаться до сердец как наивных зрителей (их много), так и бывалых циников (и такие найдутся).

Актрисам немало удается: зал, не шелохнувшись, слушает странные тексты повседневности или весело возбуждается на всего-то одненькому (!) матірному слове.

Между тем именно такое «разновидность» современной драматургии всегда опасный и сложный для наших актеров. Потому что такие роли призывают исполнителя к определенному самоопределение внутри сценического текста: внутреннего выстраивания осмысленной ценностной перспективы. Я уже и не говорю о возможности обнаружить какую-то скрытую тему на основе таких вот пьес. Допустим, тему трагической человеческой нереализованности, обиженности жизнью, семейного отчуждения (и всего что угодно).

И, как точно заметил Сергей Геннадьевич Васильев, особенности актерского существования в подобных сценических сюжетах предусматривают важную «простоту», которую лично мне хотелось бы дважды взять в кавычки, чтобы актер представлял за ней что-то необыкновенное и необратимое. Прекрасное — тяжелое. Простое — трагическое, сложное. В игре ловких актрис нет желаемой «простоты», но нет и простуватості. Зато есть неизбежно фирменное интонирование — как знак традиционной репертуарной зависимости.

В английском языке есть слово appearance, которое в разных контекстах переводится как «видимость», «внешность», «вероятность правдоподобия», «явление». В партитуре маленького спектакля видимость усердия и милая женская внешность. Но правдоподобность (даже неважно, какой формат использовала режиссер) вероятностью и остается.

Остается и нерешенный финал, и неиспользованное пространство (за исключением, пожалуй, игр с тенью). И, естественно, остается традиционный в таких случаях искренний реверанс: дорогу осилит идущий! То есть новые западные пьесы, независимо от их художественного уровня, — это тоже фрагмент непредсказуемой «дороги», которой мы все куда-то плетемся.

Всеукраинский театральный конкурс Taking the Stage Британский совет в Украине проводит совместно с объединением «Театральная платформа», а также британскими театрами, которые работают с современной драматургией.

Источник

Добавить комментарий