Бытие и фантазии Марии Примаченко

Буття і фантазії Марії Примаченко

 

С 9 февраля «Мистецький Арсенал» представляет, как утверждают релизы, самую масштабную выставку произведений Марии Примаченко. Проект так и называется — «Мария Примаченко. Непостижимое». Экспозиция объединит более 300 произведений легендарной художницы из коллекции Национального музея украинского народного декоративного искусства. Ее произведения — фантастический мир, в котором живут удивительные образы, созданные гениальной народной художницей.

Нельзя сказать, что выставки Примаченко в Украине — редкость. Последняя знаковая экспозиция (2009-го) была посвящена 100-летию со дня рождения художницы. В Национальном музее украинского народного декоративного искусства тогда экспонировалось более 100 произведений из его собрания.

— Наша коллекция работ Марии Примаченко насчитывает около 650 единиц хранения, — анонсируя проект в «Арсенале», рассказывает DT.UA заместитель генерального директора по научной работе Национального музея украинского народного декоративного искусства Людмила БЕЛОУС. — Это выполненные в технике гуаши на бумаге декоративные и сюжетные композиции и около 40 произведений на керамике и дереве (вазы, скульптура, тарелки). А на выставке в «Арсенале» будет представлена 331 работу художницы.

Это далеко не первый опыт нашего сотрудничества с другими музейными учреждениями. Часто работы Примаченко экспонируются в других городах и странах. Например, во время проведения Дней украинской культуры в той или иной стране. Выставки проходили в Берлине, Тбилиси, Харькове и других городах.

Буття і фантазії Марії Примаченко

В нашей коллекции есть работы раннего периода творчества художницы — 30-х — 40-х годов ХХ века. Тогда она только начинала создавать фантастические образы животных и птиц. Эти работы — небольшого альбомного формата. Более поздние произведения художницы выполнены на больших листах ватмана.

В общем, творчество Марии Примаченко — это фантастический мир, навеянный, очевидно, мифологическими образами древних полесских легенд и сказок.

Стиль художницы очень узнаваемый. Похожих композиций мы не увидим в творчестве других мастеров «наивного» искусства, ярким представителем которого является Мария Примаченко.

Ее работы всегда вызывают большой интерес у посетителей музея, особенно иностранных гостей. Музей готов представить творчестве нашей выдающейся художницы и за рубежом, но, к сожалению, не можем себе этого позволить из-за отсутствия финансирования, ведь такие проекты требуют больших затрат.

* * *

Напомню, первое серьезное международное признание (Золотая медаль) пришло к Примаченко 1937-го года на Всемирной выставке в Париже. Пабло Пикассо тогда назвал ее произведения «Прекрасными работами гениальной женщины».

Буття і фантазії Марії Примаченко

В середине ХХ века. Примаченко создает уникальную серию рисунков «Звери в Болотные» (1935-1941). Для этих произведений характерно белый фон, темные изображения зверей и птиц, тесно переплетены со сказочными растениями.

Творчество художницы заметно диссонировала с идеологическими клише официозного советского живописи. Только в 1959-м она стала членом Союза художников. В тот период художница рисовала преимущественно «цветочно-птичьи» композиции.

Буття і фантазії Марії Примаченко

Новый всплеск его творчества — 70-е. Она создает «бытовые» сценки: «Свадьба», «Катерина поет песню», «Роман и Оксана», «Галя на свадьбу приглашает», «Сватовство», «После свадьбы крестного отца и матку пусть везут до магазина».

Но и в элементах ее «бытописания» на разных картинах просвечивает настоящая фантастика!

Некоторые исследователи Примаченко даже находят пророческие знаки в ее живописи. Например, в связи с Чернобылем. Родное село художницы лежит в 30 км от зоны. Художница словно предчувствовала трагедию. В 1971-м она написала картину «Солдатские могилы». Ее можно трактовать и как приближение катастрофы: именно в 1971-м начали строить ЧАЭС с четырьмя реакторами. На той картине — лес, в котором «светятся» четыре могилы.

Через 15 лет (1986-го) она создает потрясающую «чернобыльскую» серию.

* * *

Ее родное полесское село Болотня — всего за 80 километров от Киева. Здесь, в январе 1909-го, она родилась. Ее отец занимался столярным делом и резьбой по дереву (создавал ограждения в виде древнеславянских изображений). А мама была признанным мастером вышивки: сама одевалась и одевала всю семью в свои вышиванки. Бабушка Марии, в свою очередь, делала писанки.

В раннем детстве Мария Примаченко рисовала цветы на песке, после — расписывала дома синей глиной. Будущая художница использовала природные краски. В ее доме пели жар-птицы и цвели фантастические цветы. Синие цветы, что расцветали на стенах и печах, нравились односельчанам.

Так появились первые заказы: ее стали приглашать соседи, чтобы и у них «было красиво». Посмотреть на ее рисунки приезжали даже жители соседних сел.

Как известно, детство Марии было омрачено страшной болезнью — полиомиелитом. Это повлияло и на судьбу художницы (Мария ходила с палкой и на костылях), и на особенности ее авторской живописной манеры. Сильный физическую боль с помощью его творческой фантазии и воли к жизни трансформировался в причудливые образы. Теперь это называют арт-терапией. Борьба радости и боли, света и тьмы присутствует в каждой картине Марии Примаченко.

Интересно, что Примаченко рисовала только левой рукой. Возможно, подсознательно отделяя таким образом творческую работу от будничной (для которой была правая рука).

Примаченко выделял достаточно суровый характер, но людей она любила. Радушно встречала их в своем жилище и иногда дарила некоторые работы.

У Марии сошлись два мира. Мир, в котором «жили все», и мир внутренний, который принадлежал только ей.

Буття і фантазії Марії Примаченко

В этом «его» мире существовали фантастические звери, пели странные птицы, летали рыбы и лошади, паслись разноцветные коровы с человеческими глазами, а добрый сильный лев защищал от всех врагов.

Даже в ее мыслях о смерти просвечивал фантастический оптимизм: «Я там окажусь, где живут мои звери и цветут мои цветы!..»

* * *

Примитив — Art Naif — искусство людей, не утративших в своей душе Ребенка. Это «срединное искусство», оторвавшихся от фольклорной земле и не поднялось до артистического неба.

Украинский примитив, в отличие от европейского Art Naif, теснее связан с фольклором. Но и здесь творчество Примаченко — уникальное явление. Она хранит память о временах, когда звери были нашими братьями, а люди после смерти шли в страну предков-животных.

Звери и цветы на ее картинах очень далеки от реальности: лягушка играет на золотой трубе, жирафа — толстая, слон ходит в сталинском картузе, обезьяна живет с крокодилом, а лев отдыхает на кровати. Самолет — с крыльями жар-птицы, а в поезда — вагоны с глазами. Объясняла: «В дороге интересно, поезд себе едет и все рассматривает».

Всесоюзная пресса называла ее «Маруся Примаченко, молодая колхозная художница из солнечно-радостной». Но в ее картинах все значительно сложнее, чем на официозных полотнах, которые изображают счастливое колхозное жизни. Например, на картине 1936 г. «Звериный суд» — черная обезьяна за столом пишет протокол, а двое волков стоят перед ней на цыпочках.

Буквально перед Второй мировой войной Марии снилось, что ее весенний сад «перевернулся»: цвет на земле, а корни в небе…

* * *

Особый интерес ценителей Примаченко всегда вызывают авторские подписи под ее живописными сюжетами. «Ленивый лег под яблоней, чтобы яблоко само упало в рот, а она его в лоб»; «А я гусей пасу. Слышу — «чигирк», это крокодил под сороку. Смотрю — ива склонилась, на иве крокодил. А у крокодила — мартышка, жена его. Он — в норку, а она — на иве. Так, когда за зверя замуж пойдешь, — у него свое, а у тебя — свое». «Кобра как встанет, то и небо достане, а до Солнца достать — надо кобрів пять»; «Три бусликы в горохе живут у нас до сих пор…».

Когда Юрий Гагарин отправился в космос, художница создала серию рисунков: «Первый птах улетел в космос», «Космический конь», «Цветы ракеты».

В 2006-м (через 9 лет после смерти художницы) из ее дома в Болотные украли 77 картин. Воры выбрали время, когда ее сына Федора не было дома (он находился в больнице). Вскоре картины и злоумышленников (которые работали по заказу частного коллекционера) нашли правоохранители. Страховая стоимость каждой из ее картин — около 10 тыс. долл. Общая стоимость картин, возвращенных семье художницы, составляет почти 1 млн долл.

Очередная волна популярности Примаченко выпала на конец 2013 г., когда в новой коллекции известного финского бренда Marimekko, производящая товары для дома, искусствоведы увидели лес с картины Примаченко «Крыса в пути». Финны признали факт плагиата. И на определенное время Примаченко стала одной из самых популярных художниц Финляндии. Северный народ почувствовал ее теплоту.

В свое время она говорила: «Я делаю солнечные цветы потому, что людей люблю. Творю на радость, на счастье людям, чтобы все народы один одного любили, чтобы жили они, как цветы по всей земле».

Источник.

Добавить комментарий