Бомбезные. ТОП-XXI открытий в культуре (2016-й)

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

Авторы DT.UA, а также друзья нашего издания предлагают читателям (слушателям, зрителям) обратить внимание на молодые имена, которые в той или иной сфере прекрасного воспринимаются как открытие 2016 г. В литературе, кино, театре, арт-пространстве, серьезной музыке.

Как говорит наш коллега, литературный критик Евгений Станісевич, «в 2016-м было разное и разного качества. Об открытии как о чем-то неожиданно-грандиозное, говорить, возможно, и не приходится, но…». Но!

Некоторые молодые и креативные художники, кандидатуры которых предложили критики для итогового рейтинга, казалось бы, «открытые» чуть раньше. Но в 2016-м для многих из них были веские причины утвердить статус, имя, место под солнцем.

Условный возрастной барьер таких открытий — немного за 30.

Важный критерий — заметное событие в жизни художника, которая так или иначе повлияла не только на его персональную творчество, но и, в определенном смысле, на украинскую культуру (во что хочется свято верить).

Почему их 21? Потому что время такое — ХХІ века.

Игорь АСТАПЕНКО.
Поэт с пятиэтажки

Молодой поэт. 24 года. Родился в Белой Церкви. В прошлом году закончил Киевский национальный университет им.Т.Шевченко (Институт филологии). 2016-го издал поэтический сборник «Лихотомія». Лауреат i премии Международного конкурса «Гранослов».

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Отдельные его стихи переведены на белорусском, русском, итальянском, английском, польском, грузинском, чешском языках. Вот только одна его поэтическая строфа (оцените):

на первом этаже
(почти не слышу) плачут

на втором этаже
(слышу лучше) плачут

на третьем этаже
(слышу хорошо) плачут

на четвертом этаже
(слышу хуже) плачут

на пятом этаже
(почти не слышу) плачут

Это с его «Пятиэтажки».

Некоторые критики говорят, что он — «поэт-гастроном», странный оспівувач пищи. «Действительно, едва ли не в каждом его стихи кто-то ест какие-то ягоды или поэтично рассуждает о борще. Но дальше этот процесс ягодопоїдання или борщевариння у поэта приобретает каких-то космогонических признаков. Поэзия, которая сперва кажется земной, прозаической, моментально становится метафизическим, отчасти религиозной».

Автору хочется пожелать и в дальнейшем так вкусно писать, и в дальнейшем слушать ради своих новых стихотворений очередной диктант — исключительно с Неба.

Власть БЕЛОЗОРЕНКО. Это все она

На международном театральном фестивале » Fitag-2016 в Испании зарубежные специалисты с энтузиазмом восприняли украинскую спектакль «1984». Это пластическая драма от режиссера Влады Белозоренко в театре-студии Splash.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Взяв за основу — через пластический измерение — знаменитый роман Джорджа Оруэлла, режиссер стремится заглянуть не только в прошлое, а в будущее.

Она предпочитает разглядеть мотивы и симптомы тоталитаризма, несвободы личности, обреченности человека. И прежде, и всегда.

В этом году Власть поставила в Молодом театре спектакль «Это все она», которую также благосклонно приняли критики. Эту постановку было отмечено на Международном театральном фестивале «Мельпомена Таврии».

Власть — одна из самых активных и результативных молодых режиссеров Украины. Впереди у нее новые работы в «Золотых воротах», Молодом театре, а также европейские гастроли с пластической драмой «1984».

Игорь БІЛИЦЬ.
Подвешенное состояние

Театральный режиссер, преподаватель, актер. Руководитель Bilyts Art Centre. Работал в студии «Дивный замок», учился в «Карпенко». Окончил международную школу театральных кураторов. То есть на многих подобных праздниках — желанный гость. Он также может рассказать о «технике публичного выступления». И принять участие в любом проекте на тему новой драмы…

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

И здесь вот какая история: «проекты» у нас сегодня могут организовать все, почти все. А вот поставить хотя бы одну достойную спектакль — этого еще надо подождать.

2016-го Игорь лихо выскочил из «проектных» штанишек и выпустил настоящую целостную достойную неоднозначную скандальную многомерную спектакль. Во Львовском театре имени Леси Украинки. Это «Человек в подвешенном состоянии» по пьесе П.Арье.

Для некоторых его премьера является надеждой на возможное выздоровление и возрождение театра. А сама постановка (о которой немало написано) дает ощущение, что и сценическое пространство любит Игоря и сам Игорь любит сцену (и то, что вокруг нее). Ведь результат «ЛПС» — любовь взаимная. Не взирая на гонорар.

Сразу после ряда аншлаговых «ЛПС» во Львове, эту же спектакль пригласили в Киев. И есть надежда, что после «Человека» украинская сцена получит нового прочного, честного и последовательного режиссера.

Ему только 30. И жизнь только начинается. Проекты позади — спектакли впереди.

BLOOMS CORDA.
Цветы сердца

Один из очень продуктивных и перспективных молодых украинских музыкальных групп. В 2015-м записали первый дебютный альбом — Monodance. А в 2016-м выпустили новую полноформатную стоящую пластинку — Gigotosia.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

По мнению критиков, в исполнении именно этой группы, пожалуй, впервые украиноязычные тексты так гармонично легли на фанк, блюз, джаз.

А фронтмен Данил Галыко говорит, что BLOOMS CORDA играет в «навколофанковому, навколоджазовому, акустическом жанре».

Сам Даниил пишет и стихи, и музыку. Недавно раскрыл тайну создания BLOOMS CORDA. Якобы все началось в самолете, когда летел в Кутаиси. Тогда и возникла идея создать акустический альбом. Впоследствии его было записано. А вот названием стали два слова из разных языков, если их правильно перевести: BLOOMS CORDA — цветы сердца.

Андрей БОНДАРЕНКО.
Голос страны

29-летний уроженец Каменца-Подольского. 2016-го он очаровал своим голосом Зальцбургский фестиваль. Он пел также в Карнеги-холл, Вигмор-холл, в Кельнской опере, оперном театре Сиднея, в Мариинском театре. Работал с ведущими мировыми дирижерами.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

В театральном сезоне 2016-2017 украинский певец дебютирует в Ковент-Гарден и продолжает резиденцию в Цюрихе. Здесь он станет героем в «Любовном напитке», «Доне Паскуале», «Богеме». Именно здесь — его дебют в «Вертері» и «Тангейзері».

Востребованный украинский баритон уже записал на всемирно известных лейблах партии Дон Жуана и графа Альмавивы (из опер Моцарта). Об украинце восторженно пишет авторитетная мировая пресса: «Чрезвычайно экспрессивный вокалист с удивительно красивым и естественным голосом»; «Запомните это имя. Думаю, оно обязательно займет свое место на пьедестале успеха». (Цитаты из изданий The Art Desk и The Telegraph).

Роман БОНДАРЧУК.
Шерифы и «Оскар»

Этот кинорежиссер немного старше своих коллег (в рамках ТОП-XXI). Ему 34. Но именно 2016-го случилась архиважное событие творческая: ленту Бондарчука «Украинские шерифы» выдвинули от Украины на соискание премии «Оскар».

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Итак, сам фильм — неожиданное открытие нынешнего украинского киногода.

В ленте о шерифов из села Старая Збурьевка режиссер рассказывает, как люди помогают друг другу. Оказывается, такая помощь приносит выгоду и взаимную радость. Сам режиссер — из Херсона. Итак, и фильм снял про родной край. «Шерифы» — далеко не первая работа Бондарчука. На различных фестивалях отмечено его предыдущие работы: «Екатерина», «Таксист», «Радуница», «Полина».

CAPE COD.
Электронный культ

Новое имя на украинской электронной сцене. Киевлянин Максим Сікаленко (он же Cape Cod). В 2016-м дебютировал пластинкой Cult.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Небанальный подход к хауз-музыки 1980-х и 1990-х. Современное и стильное звучание. Композициями этого украинского музыканта хочется хвастаться даже перед «зарубежными» друзьями.

И, возможно, через десяток лет за издание пластинок Cape Cod будут соревноваться британские лейблы. Важно не упустить возможности побывать на выступлениях этого музыканта именно сейчас — пока это доступно.

Валентин ДИТЮК.
Ария Исмаэля

Весной 2016-го молодой тенор Валентин Дитюк громко заявил о себе в премьере Национальной оперы «Набукко» Дж.Верди (Исмаэль). И выдержал неофициальное творческое соревнование со всемирно известной примадонной Людмилой Монастырской.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Специалисты называют 25-летнего солиста Нацоперы перспективным и артистичным. Он обладатель красивого лирического тенору, громкого и мягкого.

Певец победил в нескольких серьезных конкурсах. В первом музыкальном театре Украины работает уже два года. За это время в его репертуаре появились партии Шуйского («Борис Годунов»), Альмеріка («Иоланта»), Ленского («Евгений Онегин»), Корабельника («Сказка о царе Салтане»), Андрея («Запорожец за Дунаем»).

Алла ДОРОШ.
Клуб путешествий

Внимание читателей в этом году привлекла книга Аллы Дорош «Баобаб и другие истории». А литературные критики отмечают, что география ее тринадцати рассказов достаточно широкая и колоритная: «черные» районы Нью-Йорка, алмазные копи Либерии, ирландский остров.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Эта книга попала в длинный список » Книги года ВВС. Рецензенты отмечают своеобразие и оригинальность авторской интонации.

Сама писательница в интервью ВВС Украина говорит: «География моих рассказов не такая уж и широкая. Действительно… Локации выбраны не наугад, и им принадлежит особое место на туристической карте моей памяти. Мне нравится путешествовать, добираться до мест, которые имеют отличные от привычных цвета и запахи. Имею неуемную потребность до миграций, пусть коротких, пусть нечастых. В путешествиях время уплотняется».

Как отмечает сама Алла, сюжеты и герои ее рассказов появляются при разных обстоятельствах, их вызывают в литературной жизни то воспоминания, то ли сны, то информационный флуд. В частности историю о хирурге, которому приходится транспортировать тело алкоголика, который спился на войне, писательница услышала от знакомой. Критики отмечают, что автору интересно следить за изменениями в человеке, особенно в тех ситуациях, которые требуют изменений.

Татьяна КИЦЕНКО.
Женщина и Равенхілл

Она — участница многих драматургических форумов в Украине. У нее немало пьес острых, горьких, которые буквально «кусают» и «щиплют», поскольку Таню и волнуют «кусачие» темы современности.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Далеко не все ее тексты востребованы украинскими театрами. И по этому поводу драматург может процитировать Г. Цветаеву: «Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой стад».

ЕЕ черед настал этой осенью. Когда его же пьеса «Женщины и снайпер» получила Гран-при на Международном конкурсе современной драматургии в Лондоне. «Женщин» (вместе со снайпером) взял в работу выдающийся драматург современности британец Марк Равенхілл.

Татьяна говорит: «Марк в работе простой и искренний. Он ничего не доказывает тебе, не требует, чтобы ты что-то доказывал(а) ему. Это открытая и великодушная человек с прекрасным чувством юмора. На репетициях и он, и его актеры задавали мне много вопросов. А вне репетиций Марк развлекался тем, что представлял меня своим коллегам. Это было трогательно».

На этом же конкурсе в лонг-лист вошла еще одна его пьеса — «Милиция». А текст «Женщины и снайпер» также занял первое место в номинации «Пьеса на общественно-политическую тематику». Один из идеологов конкурса, Николай Халезин («Свободный театр»), говорит, что всего на конкурс было подано 530 пьес. Поэтому победа Татьяны в Британии — вдохновляет.

Павел КИРИК.
Тяжелая работа

23-летний украинский прозаик. О его дебютную книгу «Работа» (издательство «Смолоскип, 2016) критик Анна Улюра в «Літакценті» написала: «Такой себе «обезжиренный» Кафка». На наш взгляд, это хоть и двусмысленный, но замечательный комплимент для молодого автора.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

В официальной аннотации издания констатируют: «Книга эта — разноцветный клубок ниточек-историй, больших и малых, ярких и тусклых. Павел Кирик экспериментирует с ракурсом событий — от угла зрения, от рассказчика меняется и смысл, обстоятельства приобретают другое значение, предстают в новом свете. Эта книга показывает альтернативы рассказанных историй, варианты их понимания и интерпретации».

На официальной странице автора в ФБ указано, что сам он со Львова (учился в Львовском национальном университете им. И.Франка). Судя по той же страницы, жизнь у юноши довольно яркое, и не только литературно насыщенное. Один из его недавних постов в ФБ: «С похмелья только в горы идти. Варежки забыли, зато колонку взяли…» Успехов ему, пусть Кафка набирает калорий.

Ольга КОМАНОВСЬКА.
Нет, я жива

Актриса Ивано-Франковского театра имени Ивана Франко. В этом театре с 2002-го. Органично влилась в золотое трио популярного театра (Г.Баранкевич, А.Пасичняк, Н.Левченко) и стала теперь важной «четвертой сестрой» в коллективе и репертуаре галицких франковцев.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Когда она играла на киевских гастролях 2016-го свою ведьму Сивілу в «Энеиде», то зал содрогался от смеха и восторга. В образе Ольги есть что-то демоническое и земное одновременно.

И, очевидно, неслучайно кинорежиссер Тарас Химич выбрал именно ее на главную роль в картине «Живая» (на основе реальной истории времен УПА).

Эта лента, к сожалению, натолкнулась в прокате на определенный бойкот со стороны украинских дистрибьюторов. Впрочем, образ, созданный Ольгой Комановською, впечатляет. Она и проживает жизнь реальной героини (ведь познакомилась с прообразом своей «живой»), и придает своей феміні рис символизма, поэтичности.

На лице ее героини будто сама судьба поставила клеймо трагизма, а в ее глазах отражает горькую боль, но… не всепрощение.

Такое лицо и такая красивая девичья фигура — настоящее открытие нового украинского кино.

Никита КУЗЬМЕНКО.
Глаза костра

Один из операторов фильма «Живая ватра». Документальная лента официально датируется 2015-м. Но, что важно, получила приз за операторскую работу 2016-го на Salem Film Fest.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Никита также — оператор видео на песню Джамалы «1944», которое стало, без преувеличения, буремною событием и на Евровидении, и вне его.

26-летний кинооператор активно работает над съемками видеоклипов для звезд. И признается, что в 2002-м впервые взял в руки камеру и начал снимать друзей на скейтах.

По мнению оператора, сначала надо научиться фотографировать, а уже потом — переходить к видео. Поклонники его работ почувствуют особую символику в его же черно-белых фотоисториях. А сторонники «Живой ватры» (эта лента режиссера Остапа Костюка некоторыми уже воспринимается за культовую) откроют для себя мистический мир Карпат, собственно, настоящего карпатского космоса — в том числе и благодаря работе Кузьменко.

Мария КУЛИКОВСКАЯ.
Ее Крым

Молодая художница (родом из Керчи) стала особенно известной после того, как на захваченной территории «Изоляции» боевики разбили ее скульптуры, изготовленные из мыла. 2016-го Куликовская инициировала проект «Плот Крым». В центре ее перформанса — идея о человеке без места, о человечество, которое потеряло себя в водовороте безумного современного мира.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Собственно, сама Мария в рамках этого проекта должна была провести три дня на надувном плоту на Днепре. Это символизировало бы оторванность Крыма от большой земли, то есть от Украины.

Мария по специальности — архитектор. В одном из интервью она вспоминает: «Я всегда хотела быть и была художницей. Мне импонировали рисунок, живопись и математика».

В Куликовской много ярких провокационных эксцентричных перформансов. В свое время особую заинтересованность вызвал ее проект «Цветы демократии». Художница говорит, что ради этого проекта она использовала слепок своей вагины 2010 года». Этот самый «образ» был использован и для создания большой арки в рамках экспозиции «Коллективные сновидения» в Институте проблем современного искусства. Такой откровенности тогда испугались даже кураторы. Но арт-выходку Марии бессознательно «оценил» даже тогдашний министр культуры.

В PinchukArtCentre о ней пишут почти александрийским стихом: «Ядро творчества Куликовской — ее собственное тело, его увековечения, его превращение и распад. В работах художницы идея тела превращается в архитектурные структуры, сформированные из природных материалов. Таких как соль, молоко или сахар. Все это отсылает к теме производства, конструкции и деструкции».

Антон ЛОГОВ.
Тени предков

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Один из самых интересных, но, возможно, не таких раскрученных молодых украинских художников. Он — философ. В этом году — его «бенефис»: Логов принимал участие во многих киевских заметных арт-проектах. О нем заговорили всерьез, и, надеемся, надолго.

Одной из самых заметных его работ 2016-го стала масштабная инсталляция «Ватра» в рамках проекта «Тени забытых предков» в «Мыстецьком Арсенале». Начинал он как абстракционист, впоследствии перешел к инсталляций. Сам художник в одном из интервью говорит: «Для меня установка — это міжстильовий пространство, где я могу выражать себя намного свободнее чем в живописи. Это универсальная форма, которая способна идеально раскрыть ту или иную идею».

Роман ЛОПАТИНСКИЙ.
Магия клавиш

В марте 2016-го молодой украинский пианист подписал важный для себя контракт о сотрудничестве с австрийским агентством Artphonia. Репертуар этого исполнителя охватывает 15 концертов для фортепиано с оркестром, сольные фортепианные пьесы, много камерных произведений.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

В его активе также — записи на украинском и немецком радио.

23-летний Лопатинский — выпускник школы Лысенко, Музыкальной академии им.П.Чайковского, престижной пианистической академии в итальянском городке Имола, где учился в классе Бориса Петрушанського.

На сегодня Роман — лауреат более десятка международных конкурсов.

2016-го этот пианист снова выиграл два престижных музыкальных конкурсах в Германии. У него насыщенная гастрольная карта: Украина, Израиль, Италия, Швейцария, Германия, Франция, Япония, США. В Украине его также всегда ждут.

Юрий РАДИОНОВ.
Актер, которого ждали

Юрию — 29. Недавно он вошел в прославленную труппу Театра драмы и комедии на левом берегу Днепра. А до тех пор активно работал в столичном Тюзе на Липках, учился в Луганске (сам он родом из Восточной Украины). Театралы по достоинству оценили его работы, в частности в спектаклях «Оскар и Розовая Дама» («Созвездие»), «Наш городок» (ТЮЗ).

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Для примера, в последней упомянутой работе этот актер стал важным знаком режиссерского космоса Дмитрия Богомазова, органической частью именно «такого» мира. Актер виртуозно играл «помощника режиссера», а на самом деле — ангела и демона в одной ипостаси.

2016-го, получив главную роль «на Левом берегу» в «Бесприданнице» Александра Островского (режиссер Тамара Трунова), этот актер доказал, что способен на настоящий рывок, что его отдельный образ может воплощать целостную концепцию спектакля. Доказал также свое право на виртуозное соло в многонаселенному и гомінкій, пестрой спектакле. Его герой, как, собственно, и сам актер, — человек с печатью тайны и немного оскверненной чистоты. Его Карандышев не перетягивает одеяло на себя (в спектакле), но мощно утверждает тему маленького человека, которая очень хочет «вырасти», хотя бы в собственных глазах.

Итак, имеем настоящее открытие талантливого украинского актера. Котором в замечательной труппе можно желаем новых интересных ролей, ведь, бесспорно, он нашел там своих режиссеров — Богомазова и Трунову.

Алексей РЕТИНСКИЙ.
Музыка про террориста

С 2014-го молодой украинский композитор живет и работает в Вене. А родился он 1986-го в Крыму. Настоящим открытием стала его работа «Невеста для террориста» по мотивам трагедии Еврипида «Ифигения в Тавриде» в постановке Dollmen Theater Company.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Музыка Ретинського сочетает електроакустичне звучание, древнегреческие хоры и пение крымских муэдзинов.

В свое время он окончил Симферопольское музыкальное училище (класс гобоя), затем как композитор учился у Игоря Щербакова. Впоследствии — в высшей школе искусств в Цюрихе. Его произведения сегодня мощно звучат на международных фестивалях в Европе, Азии и США.

SINOPTIK.
Всемирный триумф

В мае 2016-го украинская рок-группа выиграл Международный музыкальный конкурс The Global Battle of the Bands. И признан, а дальше — внимание: лучшим рок-группой мира.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Сам конкурс — ежегодный всемирный обзор лучших исполнителей определенного направления. Украина принимает в нем участие уже в девятый раз, но выигрывает впервые.

Sinoptik сочетает в своей музыке элементы традиционного рока и современного инди. Гурт сформирован еще 2013-го — в Донецке (в составе трех человек). Последние годы, это понятно, оказались для музыкантов очень сложными — пришлось покинуть родные города из-за боевые действия и терроризм. Сейчас группа бросила якорь в Киеве. Два года назад у них вышел дебютный альбом. А в начале апреля 2016-го появился уже третий студийный альбом Interplanet Overdrive. Этот же коллектив выступал «на разогреве» у «Океана Ельзи» на НСК «Олимпийский».

TIK TU.
Глоток воздуха

Самые заметные музыкальные дебютанты 2016-го. В конце ноября тернопольский группа Tik Tu (Наталья Багрий, Роман Божко и Лесик Драчук) выпустила дебютную полноформатную пластинку Shuma, которую можно характеризовать как один из лучших релизов года.

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

Узнаваемые, экспериментальные, самобытные. Говорят, что музыка Tik Tu стала для настоящих меломанов глотком свежего воздуха на отечественной инди-сцене. Невозможно представить, каких вершин могут достичь эти музыканты, если не прекращать творческих поисков.

Богдан ЮСИПЧУК.
Герой времени

Молодой украинский актер выразительной внешности. 28 лет. Много снимается (около 20 проектов). 2016-го выходит почти на первый план. Это, в частности, успешный телефильм «Черный цветок» (обладатель «Телетриумфа»). А также картина «Чунгул», где у него главная роль (Денис).

Бомбезні. ТОП-XXI відкриттів у культурі (2016-й)

«Чунгул» — украинский мистический триллер в 3D формате (режиссеры — Александр и Вячеслав Алешечкины). Герой Богдана-за проблемы с авто оказывается в каком-то странном опустевшем селе Чунгул. И стремится выйти из этой катавасии — победителем.

Богдан, по словам исследователей его творчества, активно утверждает себя в современном украинском кино как секс-символ, как селібрітіс, как герой красных ковров и спортивных залов. Очевидно, впереди у него новые интересные предложения — как у «героя нового времени». Именно «того» времени, которым он сейчас является.

 

DT.UA благодарит за творческие предложения в формировании ТОП-XXI коллегам: Анастасии Гайшенець, Дмитрию Дроздовському, Оресту Дрималовському, Ольге Кізловій, Ярославе Кравченко, Анне Пароваткіній, Евгению Станісевичу, Антону Филатову.

Источник

Добавить комментарий