Беженцы и кибервойны на Берлинале

Біженці й кібервійни  на Берлінале

 

Селекционная формула Берлинале всегда имела целью отбор фильмов политически острых, отличающиеся новизной киноязыка, фильмов гендерной толерантности — «не для всех».

Сейчас, когда уровень политических проблем в мире зашкаливает, стоит ли удивляться, что среди трендов Берлинале-2016 — проблемы беженцев и переселенцев, а также террор и кибервойны.

«Нулевые дни» Алекса Гибни — фильм о вредоносные компьютерные программы, неуловимые вирусы, неконтролируемое распространение которых способно парализовать инфраструктуру государств за долю секунды.

Хотя формат фильма больше напоминает телевизионную программу, драматургия выстроена режиссером так, что серия откровенных и уклончивых ответов на принципиальные вопросы выстраивается в историю о вреде уволенных технологий в руках неконтролируемой политической власти.

Интересно, что в рейтинговых опросах кинокритиков пальму первенства также удерживает документальная картина режиссера Джанфранко Росси — «Море в огне» — о прибытии беженцев в Италию, о остров Лампедуза, ставший свидетелем надежд, трудностей и судеб сотен тысяч эмигрантов.

Довольно высокий рейтинг на Берлинале держит игровая лента «Я — Неро» (режиссер Рафи Питтс) про молодого мексиканца, который мечтает стать гражданином США. Для выполнения своей мечты он добровольно идет на военную службу, и его борьба за гражданство проходит с автоматом в руке в зоне боевых действий на Ближнем Востоке.

А вот фильм Венсана Переса «Сами в Берлине» имеет низкий рейтинг. Это не первая адаптация романа «Каждый умирает в одиночку», написанного в 1946 г. Гансом Фалладою и основанного на реальных событиях. Пожилые супруги Анна и Отто, получив похоронку на единственного сына, убитые горем. Их доверие к фюреру меняется на осознание лживости его обещаний. Супругов начинает писать тексты, обличающие нацизм, с призывами остановить машину войны.

Благосклонность критиков — величина непостоянная. Еще недавно любимец Каннского кинофестиваля Андре Тешине этого года вступил в борьбу с фильмом «Когда тебе 17» о проблемах подростков. Приемный сын фермеров, красавец мулат Томас, и сын местного врача Дамьен принадлежат к разным социальным слоям. Обоим по 17 лет, учатся в одной школе, посещает спортивную секцию. Фильм описывает отношения двух юношей — от враждебности до телесного влечения. Этой ленте критики поставили по одной-две звезды и даже один жирный черный крест, что свидетельствует о полное неприятие фильма знатоками кино.

И, кажется, жюри отметит операторскую работу в фильме «Навстречу течению» (режиссер Янг Чао). Хорошее медленное китайское кино: герой фильма — капитан небольшого грузового судна Гао Чун — ищет любовь всей своей жизни. Он читает стихи из рукописной книги, найденной на борту, и стихи эти магическим образом соотносятся с его жизненной одиссеей…

Разнообразие программного наполнения не исчерпывается глобальной проблематикой. В фильме «24 недели» режиссер из Германии Анне Зухра Беррачет сосредоточивает внимание на реальной проблеме выбора женщины: рожать или не рожать ребенка с заведомо неисправимыми проблемами развития?

Другой аспект женской темы рассматривает известная исследовательница молодежной тематики Миа Хансен-Лу в франко-немецкой драме «Образ грядущего». Эксплуатируя известность и актерскую одаренность Изабель Юппер, режиссер решается на эксперимент, сконцентрировав внимание на героине «элегантного» возраста. 62-летняя Юппер создает иронический портрет университетской преподавательницы философии, младшей по исполнительницу более чем на 10 лет.

Произвела впечатление боснийский философская драма «Смерть в Сараево» обладателя «Оскара» Даниса Тановича. Эта сатирическая притча, полна политических мечтаний и вполне реальных кошмаров — адаптация романа Бернарда-Генри Леви «Отель «Европа». Очень точная по настроению, ритмом действия и типологии образов лента. Действие происходит 28 июня 2014 г. в люксусовому гостинице «Сараево», где прошлое смешивается с будущим. Известный французский дипломат готовит речь к 100-летию со дня убийства Франца Фердинанда, которое послужило формальным поводом для начала Первой мировой. Штат отеля готовит к этой же даты забастовку. Здесь же телевизионные репортеры, представители тайных служб, которые ведут слежку за дипломатом. Эти и другие события создают хаос и неразбериху в отеле, прозрачным прообразом которого является сама Европа.

Украинский короткометражный фильм 23-летнего режиссера Наримана Алиева «Без тебя» достойно выглядел в программе «Поколение 14 плюс». Два брата идут поздравлять третьего. Идут пешком — машина сломалась. Вокруг — красота степного Крыма. Идти далеко, но надо успеть, ведь день рождения именно сегодня. И братья успели: вечером устроили фейерверк возле старого разбитого автомобиля, на котором их третий брат разбился на этом самом месте несколько лет назад. Автобиографическую, интимную историю снято, как рассказал режиссер, силами семьи — два кузены снимались в главных ролях, третий — работал над музыкой.

В секции «Панорама» состоялась премьера ленты «Маріуполіс» литовского режиссера Мантаса Кведаравічюса о жизни прифронтового города. Несмотря на войну, обстрелы, присутствие военных, жители рыбачат, женятся, устраивают концерты самодеятельности ко Дню победы. Съемки проходили весной 2015 г. Название фильма на литовский манер (не «Мариуполь», а «Маріуполіс») призвана, видимо, подчеркнуть отвлеченность взгляда стороннего наблюдателя, который не желает принимать позицию одной из сторон конфликта. Перед показом фильма в холле киноцентра состоялась правозащитная акция с требованиями освободить кинорежиссера Олега Сенцова.

Источник.

Добавить комментарий