Балет-феерия Гоголя и Станковича снова в Национальной опере

0
38

Балет-феєрія Гоголя і Станковича знову в Національній опері

Первый показ обновленного балета «Вечера на хуторе близ Диканьки» на сцене Национальной оперы Украины прошел с аншлагом.

Новое прочтение знакомого с детства сюжета коснулось не только названия балета, который ранее имел название «Ночь перед Рождеством», но и абсолютно всех аспектов — костюмов, декораций, исполнителей главных партий и музыкальной части. Благодаря этому зрители смогли увидеть настоящий балет-феерию, когда на фоне непревзойденно образной, хотя и достаточно сложной музыки Евгения Станковича разворачивается сюжет, богатый на романтические и комические сцены.

Относительно музыки балета, то вполне мотивированным было использование любимых народных тем «Щедрика», «Радуйся, земле». Несколько неожиданным, даже эпатажным, было цитирование более современных популярных произведений, но каждая из этих мелодий имела свою драматургическую функцию. Каждый образ имеет свой лейтмотив и характер. Так, чтобы подчеркнуть характерные черты Солохи, композитор ввел саксофон, для неуклюжего Чуба – «басы гудят», а чтобы передать всю коварство и старое русское челяди во дворце царицы в полонезе появился «саркастический подтекст». И в качестве контраста – замечательный лирический украинский мелос для образов Оксаны и Вакулы.

Так же и балетмейстеру-постановщику Виктору Литвинову невероятным образом удалось передать с помощью пластических форм весь спектр чувств героев, их характеры, заставил зрителя и смеяться, и сочувствовать. Образ каждого персонажа яркий и колоритный. Оксана в исполнении заслуженной артистки Украины Татьяны Льозової — хрупкая и нежная. Никогда и в голову бы не пришло, что именно она заставила своего любимого Вакулу (заслуженный артист Украины Александр Шаповал) совершить головокружительное путешествие за царскими черевичками… Полная противоположность лирической героини – несравненная Солоха (заслуженная артистка Украины Татьяна Андреева), образ которой создан уже в совершенно другой пластике – более жесткой и динамичной. А неразлучная троица — Дьяк (Никита Соколов), Председатель (Владимир Иващенко) и Чуб (Алексей Коваленко) — были невероятно комичны.

Балет-феєрія Гоголя і Станковича знову в Національній опері

Но пожалуй самой колоритной фигурой в этом действе стал Черт в исполнении Виталия Нетруненка. Неповторимая пластика артиста настолько покорила зрителей, что овации долго не утихали.

Балет-феєрія Гоголя і Станковича знову в Національній опері

Балет-феєрія Гоголя і Станковича знову в Національній опері

«Обновленная версия балета требовала и обновления «сценического наряда», – рассказывает художник-постановщик Мария Левитская. — Так дополнительно были созданы декорации, переосмысленная сценография. А поскольку в спектакле стало больше массовых сцен, то кроме того, что было восстановлено более чем 100 костюмов, пришлось еще и отшить около полусотни новых. И все это с использованием большого количества ручной работы — вышивки и аппликации».

Нельзя не согласиться с дирижером Алліном Власенко, который отметил: «Очевидно, успех спектакля в том, что это симбиоз талантливого балетмейстера-постановщика Виктора Литвинова, гениальной музыки Евгения Станковича и блестящей сценографии Марии Левитської».

Балет-феєрія Гоголя і Станковича знову в Національній опері

Читайте также: Андрей Шептицкий: возвращение на Большую Украину

Источник.