Ахтем Сеїтаблаєв: «Мы должны воспитывать в себе мышление победителей»

Ахтем Сеїтаблаєв: "Ми маємо виховувати в собі мислення переможців"

 Ахтем Сеїтаблаєв, в нашем нынешнем гражданском восприятии, — гораздо больше, чем актер и режиссер: всем известна его позиция по Крыму, все знают его как активиста и патриота.

Сейчас Ахтем работает над несколькими серьезными кинопроектами: «Ее сердце», «Киборги«, «Военный госпиталь». В разработке также фильм «Захар Беркут» по Ивану Франко. В интервью DT.UA господин Сеїтаблаєв рассказал о своих ближайших кинопремьерах, о желании снять сериал о Соломии Крушельницкой, а также, естественно, поведал про Крым, который давно болит в его сердце.

— Ахтеме, с учетом того, что один фильм вы уже завершаете, а другой — начинаете, естественный вопрос: как все успеваете, как выстраиваете свой график, чтобы ничего не пропустить, ведь есть еще и театр?

— На самом деле я не так уж сильно занят. Николай Акимов однажды сказал: «У творческого человека есть два состояния — абсолютной ненужности и тотальной занятости». Естественно, лучше второе. Так вот с графиком я впорююся.

— Какие предыдущие даты выхода ваших проектов — «Ее сердце», «Киборги», «Военный госпиталь» и других?

— На этой неделе была премьера сериала «Военный госпиталь». Но под другим названием — «На линии жизни» (1-2 серии). Просмотрев, я остался довольным. И тем, как снят фильм, и тем, что согласился участвовать в этой работе. Во-первых, хороший сценарий, во-вторых — сама команда и режиссер. В-третьих, сериал снимал FRESH Production Group, а это моя альма-матер, я там начинал.

С этими людьми — Олегом Щербиной, Юлией Чернявской — я снял четыре фильма. Мы единомышленники во многих вещах — это взгляды, гражданская позиция. Для меня это важно.

Если говорить о фильме «Ее сердце», то картина в постпродакшене. Надо доснять еще два съемочных дня в Иерусалиме — начало и финал. Думаю, сделаем это в ближайшее время. Премьера запланирована на следующий год. Половина финансирования — Госкино Украины, за что я им благодарен. Они выполняют все свои обязательства в рамках законодательства, тем самым дают мотивацию и поддерживают меня как режиссера и мою команду в реализации замыслов, которые предлагаем на пітчингах.

Знаю, что в следующем году будет много украинских фильмов, произведенных при поддержке Госкино. И не хотелось бы потеряться в этом списке. Что же до «Киборгов», то в ноябре начинаем подготовительный период. И зимой 2017-го планируем войти в активную фазу съемок. Премьера запланирована на ноябрь 2017-го.

— Говорят, фильм «Ее сердце» вы планируете назвать именем главной героини — «Саіде»?

— Думаю, фильм так и будет называться — «Саіде». Собственно, как я уже сказал, картину почти снят, и даже можно обойтись без двух дней дозйомок в Иерусалиме. Но для меня это город знаковое. Думаю, не только меня оно потрясает.

Если снимем то, что планируем, это придаст фильму и содержания, и атмосферы.

— Кто сыграл главную роль?

— Молодая украинская певица с крымскотатарским корнями (ее прадед крымский татарин) — Лилия Яценко. Верю, что ее ждет большое будущее. Мы долго искали главную героиню. Это ее дебют в прокатном кино. Она трудяжка. Очень ответственно подходит к тому, что делает.

— «Саіде», как я понимаю, развитие темы «Хайтарми»?

— С одной стороны, можно и так сказать. Так сложилось, что немного режиссеров снимают кино о крымских татарах. Кроме себя, знаю еще одного, своего коллегу — Наримана Алиева. Поэтому считаю своим долгом, как крымский татарин, рассказывать такие истории.

Эта история для меня важна не только потому, что прототип главной героини — крымская татарка. Она меня поразила история матери с большой буквы. Ведь о Холокосте есть ряд значительных фильмов. А наша история уникальна тем, что Саіде спасла еврейских детей дважды. Впервые — от нацистов, сказав, что они крымские татары. Второй раз — от большевиков, когда была депортация. Для меня это история о том, насколько важно слышать, сочувствовать, любить и сопереживать, как бы банально это не звучало.

…Хотя на самом деле мне давно хотелось снять комедию или что-то авантюрное. Может, после «Киборгов»?

— Где искали натуру для фильма «Ее сердце», и много в картине массовых сцен, ведь действие происходит в 1944-м?

— Нам нужен был Крым, поэтому съемки проходили в Грузии. Думаю, не надо объяснять, почему… За это благодарны нашим грузинским партнерам. Это были непростые, но очень теплые и замечательные дни.

Однако, в отличие от «Хайтарми», «Ее сердце» — более камерная история. Тут фокус в основном на главной героине, на ее отношениях с детьми и их противником — немецким офицером.

— Как думаете, возможен прокат этой картины — в будущем — в Крыму?

— Пока там оккупация — нет. Но надеюсь, что оккупация закончится.

Ахтем Сеїтаблаєв: "Ми маємо виховувати в собі мислення переможців"

— Недавно Никита Михалков заявил, что РФ намерена снять фильм про «русскую весну» в Крыму, то есть о зеленых человечках. Что думаете о позиции Михалкова, который рекламирует такие идеи?

— Я не интересуюсь Никитой Михалковым и его творчеством. Хотя когда-то он был моим кумиром.

Естественно, что те, кто орал «Крым наш!» и «Путин, приди!», поддержат и такой фильм. А те, кому все это чуждо, этой темы никогда не примут.

— Возможно, в украинских кинематографистов есть свои планы по этому поводу — раскрыть эти события с обратной стороны?

— Есть документальный фильм «Крым. Как это было». Сейчас, по-моему, должен выйти фильм про Мустафу Джемилева, где тоже будет затронут эту тему.

А в моих планах — снять художественный фильм о событиях
2 мая. Когда Мустафу Джемилева не пустили в Крым. Когда мы с моим хорошим товарищем Дмитрием Суржиковим работали над сценарием «Алтын бешик». Легенда Крыма о Золотая колыбель — такой себе Ковчег Завета. Вот такие аналогии.

И Дмитрий написал историю о том, как потомок штандартенфюрера СС Отто фон Олендорфа проводил раскопки и искал артефакты в Крыму. И он (в поисках Золотой колыбели) натравливает одних на одних жителей Крыма — русских, украинцев, крымских татар. Словом, устраивает межнациональную рознь, чтобы создать некий анклав для сверхлюдей и очистить территорию.

Представьте, этот сценарий написан еще в 2010-м! Получается, что творческие люди часто предполагают некоторые события. Сценарий хороший, мечтаю снять это кино.

— Итак авантюрную комедию придется отложить?

— Мне всегда интересно с точки зрения творчества рассматривать пограничные обстоятельства, в которых оказываются люди. А здесь именно жизнь такое преподносит…

— Вы уже больше двух лет не были в Крыму. Но этим летом в Киеве гостили ваши дети. Если можно, скажите, что дети рассказывают о ситуации на полуострове.

— Так, я не был в Крыму со времени аннексии. Дети приезжали, жду не дождусь их снова. Возможно, приедут на осенние каникулы.

А что дети могут рассказать? Все непросто. Сына перевели в крымскотатарскую школу, потому что он мальчик смелый и отважный. Ему 13 лет. Этот маленький мужчина в предыдущей школе каждый день дрался. Потому что дети приходят из дома и, понимаете, что они говорят. Типа того — «когда вас, татар, выгонят отсюда?» и т.п.

Но теперь я знаю, что там он среди своих.

Старшая дочь уже закончила институт. Она актриса. Но пока что не работает по профессии. Она болезненно воспринимает то, что происходит в Крыму. Я хочу их забрать сюда. И надеюсь, что заберу.

— Действительно ли есть прямая опасность, что вас задержат, арестуют, когда решите поехать в Крым к родственникам?

— Думаю, моя поездка в Крым ничем хорошим не закончится. И я не хочу, чтобы мои многочисленные родственники потом брали штурмом СИЗО. Я много раз пытался забрать сюда родителей, но они не хотят. Говорят: «Не для того мы возвращались…» Мой отец, еще когда мы жили в Средней Азии, почти год сидел в одиночной камере за национальное движение. И его не сломали.

— Продолжая крымскую тему — как часто общаетесь, и общаетесь с Джамалой? Как восприняли известие о ее победе?

— Когда встречаемся, очень тепло общаемся. Переживал за нее, болел. Она очень талантливый человек и замечательная певица.

Ее победа очень важна. С одной стороны, эта творческая победа. Потому что у нее замечательный голос, и она им мастерски владеет. Но еще важна информационная составляющая победы. И для Украины, и для крымских татар.

Все хорошо, что прославляет страну. Как бы банально и пафосно это не звучало. Нам надо поддерживать людей, которые работают на славу страны и добиваются результатов. Это формирует мышление победителей.

— И для людей с комплексом неполноценности это важно…

— Это еще одна черта, которая роднит украинцев с крымскими татарами. Ведь долгое время крымских татар «не было». Вы только представьте: 70 лет нас вообще не было в списках народов, живущих на территории СССР!

И этот комплекс неполноценности потом стал в’їдатися в сознание. Формировать мышление жертвы. И мы обязаны на примере наших волонтеров, воинов, паралимпийцев воспитывать в себе мышление победителей.

— Насколько лично вы вовлечены в процессы, которые сегодня происходят на границе с Крымом?

— Если глобально — да, вовлечен. Поддерживал гражданскую блокаду Крыма. Нахожусь в добровольческом батальоне им. Номана Челебіджіхана. Это крымскотатарский батальон, который состоит из крымчан. Думаю, этот батальон когда вольется в Вооруженные силы Украины. И вырастит бригаду, которая будет нести службу непосредственно в Крыму.

— Недавно руководитель Госкино Украины заявил, что из Госбюджета будут выделяться средства на сериалы. Есть ли у вас информация, на какие именно сериалы будут пущены государственные деньги, на чистое мыло для домохозяек или, возможно, это проекты исторического, просветительского направления?

— Этот закон позволит снимать качественные сериалы. С одной стороны здесь — вливание телеканалов, с другой — от государства. Тогда можно было бы продавать наш контент и за границу. Заинтересовать Польшу, другие страны.

Как, например, «Слугу народа», кто бы надеялся, приобрела телекомпания FOX. Это чрезвычайно круто.

Если говорить лично про меня, то мечтаю снять многосерийный телефильм о Соломии Крушельницкой. Ее судьба драматичная, яркая, наполненная событиями. И, конечно, было бы интересно снять про эту уникальную личность серьезный фильм.

Ахтем Сеїтаблаєв: "Ми маємо виховувати в собі мислення переможців"

— Еще о сериалах. Для многих женщин вы стали воплощением настоящего мужчины после ряда телепремьер, в частности «Центральной больницы», где играете хирурга. Хирурга вы сыграли в сериале «Военный госпиталь». Чем, на ваш взгляд, отличаются эти роли врачей, к тому же хирургов, в обоих сериалах?

— Разнятся. Если говорить о «Центральную больницу», то там фокус на главных героях. А в «Военном госпитале» важна сама история людей, которые попадают на лечение в госпиталь. В «Центральной больнице», несмотря на все ее достоинства, такая история могла произойти где-угодно. В любом городе, в любой стране, в любом медицинском коллективе, она ни к чему не привязана.

А вот «Военный госпиталь» — вполне украинская и киевская история. Там все предметы, события совершенно четко совмещены с местом, временем, данной проблематикой и тому подобное.

Да, есть определенное сходство фабулы по линии моего персонажа: там и там — это врач-хирург, там и там есть прошлая любовь, там и там — новая любовь…

— Возможно, приобрели никаких медицинских навыков в связи с таким длительным пребыванием в образе хирурга?

— Естественно, несколько откладывается. Если говорить о «Военный госпиталь», то наш режиссер Антон Олегович Гойда водил съемочную группу на операцию к кардиохирургу Бориса Михайловича Тодурова. И я смотрел от начала до конца две операции на сердце.

Видел за 20 см от себя живое пульсирующее сердце. Это фантастические ощущения! Представьте, а в детстве я действительно мечтал быть хирургом. Видимо, мечты все-таки сбываются — хотя бы и не по-настоящему.

— Сценарий для ваших «Киборгов» написала Наталья Ворожбит. Как позиционируете жанр фильма — как документальную драму с элементами художественными или что-то другое?

— Это военная драма. Фильм художественный, но построен на воспоминаниях реальных людей. Те, кто интересовался событиями, происходящими в нашей стране и, в частности, трагедией Донецкого аэропорта, думаю, узнают в поведении, в словах и характеристиках персонажей вполне конкретных людей. Наталья Ворожбит — выдающийся драматург. Она элегантно и точно выписала персонажей.

И для меня важно, что некоторые из воинов, которых сегодня называют киборгами, собственно говоря, были и нашими консультантами. Я познакомил Наталью с этими ребятами. Ведь сценарий написан по их воспоминаниям. Они вычитывали сценарий на предмет — «может быть?» или «не может быть?». Ведь рассказать всю историю защиты Донецкого аэропорта в течение двух часов невозможно. Поэтому какие-то события были компилированы. А чтобы усилить драматическую составляющую, наделяли дополнительными чертами других персонажей. И события, которые происходили с другими, гармонично легли в эту канву.

Всего у нас семь прототипов. Несмотря на все уважение к старшему поколению, я убежден в том, что именно за молодыми, образованными, мужественными, которые знают цену жизни и смерти, — будущее.

Они понимают, за какую страну борются и где хотят жить. Они готовы участвовать в создании такой страны. Как бы это пафосно ни звучало. И я хочу посвятить это кино им.

— Много было «исправлений» от ваших консультантов, наших героев?

— Нет. Исправления в основном касались боевых и военных сцен. Где-то они смеялись, улыбались, говорили, что мы загнули, такого не было и быть не могло. Но с точки зрения основных месседжей — чем живут наши герои, о чем спорят, все это им понравилось.

— Когда планируются главные батальные съемки «Киборгов»? И где именно?

— Это календарно-постановочный план. Словом, детали, которые выяснятся позже. Думаю, снимать будем под Киевом. Разговаривали с Министерством обороны, надеемся, что они будут помогать. Без их участия просто не снять «Киборгов». Ведь понадобятся танки, Бтры. Чтобы все было по-настоящему, иначе нет смысла.

— Вы говорили, что планируете вывезти актеров на полигон, чтобы они на себе почувствовали, что такое быть военным?

— И не просто повезти, а загнать их, минимум, на дней 10, недели на две… Если кто не согласен, может даже не приходить на пробы.

— Вы знакомы с реальными ребятами, которых называют киборгами: какие их личные истории вас особенно взволновали, задели?

— Это невозможно определить. Что сильнее — человек, который лежит под завалами аэропорта, звонит своей дочке и одновременно решает задачку по математике, хотя знает, что, скорее всего, умрет? Или история волонтерки, в которой погиб единственный сын, и она взяла шефство над взводом? И они называют ее мамой, а она их сыновьями.

Каждая история задевает за живое.

— В работе над «Киборгами», видимо, будут применены особые передовые технологии? Кто из западных партнеров главный помощник в этом вопросе?

— Конечно, хочется, чтобы способ съемки был современным. Стремимся к максимальной палитры, чтобы максимально передать содержание. Что касается помощников, радует то, что довольно много украинских представителей бизнеса (и не только) заинтересовались проектом. На самом деле мы открыты для сотрудничества.

— Многим известно, что над разными проектами вы очень тесно сотрудничаете с Иванной Дядюрою, которая помогает вам реализовывать смелые и амбициозные кінозадуми.

— Иванна — чрезвычайно профессиональный человек. Все фильмы мы сняли совместно. Она выполняет огромную часть работы. Ведь задача продюсера — не только качественно организовать съемочный процесс. Продюсер может влиять и на художественную составляющую, поскольку кино — коллективный труд. Иногда и артисты, будучи сильно погруженными в материал, предлагают интересные вещи. Я не авторитарный. Да, я довольно жесткий, но и достаточно комфортен в работе. Я за то, что право слова имеет каждый на площадке, но только по делу. У меня в этом плане замечательная команда.

— Вы не удивитесь, если скажу, что ваш образ — узнаваем и привлекателен для украинцев, для патриотов. В связи с этим есть предложения от политсил «присоединиться» к ним? Или, возможно, вы сами вскоре подумаете о создании какой-то своей партии, ведь поклонников много?

— Думаю, что гораздо полезнее буду, оставаясь режиссером и актером. Может, «потом».

— Как режиссер, какие бы вы дали «режиссерские» указания нашим главным нынешним политикам, которые входят в рейтинговую пятерку? Что нужно хотя бы «сыграть» в первую очередь, хотя бы в рамках внутренней политики, и чего не следует делать, ведь ошибок и провалов много?

— Нового не посоветую: делай так, как хотел бы, чтобы поступали с тобой. Собственно, все! Украинцы — уникальная нация. Им главное — не мешать, им нужно создать условия, в которых человек, живущий в Украине, благодаря своим способностям могла бы расти и в материальном, и в жизненном плане.

Украинцам даже помогать не надо, главное — не мешать. Потому что они творческие, сильные, креативные. Потому что жизнелюбы, потому что у них очень крепкие семейные узы. Потому что есть хорошая традиция жизни на своей земле.

— С вашим плотным графиком в кино на театр остается время?

— Если хочешь полноценно участвовать в творческом, в том числе и в театральном, жизни — время найдешь. Мне радостно, что я работаю в Театре на левом берегу, есть ряд спектаклей с Адой Роговцевой. Мы часто бываем и в зоне АТО. Эти представления как раз и говорят о свободе человека, о его достоинстве. И о том, как важно не сломаться.

Источник

Добавить комментарий