«Арсенал» сажают на шпагат

"Арсенал" садять на шпагат

  

В пятницу, 13-го (май 2016 — го), возможно, прояснится небо над «Художественным Арсеналом». В марте-апреле, напомню, заметно сгустились тучи над известным культурным и музейным комплексом. Который в народе считают «лучшим делом, которое сделал.Ющенко». В свое время именно он открыл ворота проекта.

В середине мая заканчивается контракт действующего руководителя «Арсенала» (генерального директора Н.Заболотной). И сразу после пятницы 13-го — после решений сверху (с вул. Банковой) и инициатив снизу (культурная элита) — жизнь «Арсенала» может рассчитывать на перспективы, которыми нас не удивишь.

Корень проблемы, что прорастает в роковое 13-е ц.г. как раз и заключается в том, что слишком бурно дебатируется светлое будущее «арсенальської» территории. Как сектора чисто культурного? Или же как экономического сектора (со всеми оговорками)?

Образовался интересный шпагат, на который должен сесть «Арсенал».

С одной стороны его тянет за ногу владелец ГУД (Государственное управление делами при Администрации президента). А у ДУСа, как известно, всегда есть пачка аргументов для удержания этой территории ближе к АП.

С другой стороны, у культурной общественности Украины является непреклонная позиция сохранить здесь сектор чистой культуры. Со всеми ее выставками, перформансами, дебатами, бурліннями.

За «чистую культуру» и ее апостолов-менеджеров после реверансов со стороны ДУСа, или не горой встали все деятели культуры, способные держать в руках ручку. Они адресуют свои автографы (письма-запросы и письма-просьбы) и лично господину президенту, и непосредственно Гуд. Среди болельщиков за настоящую культуру: Анатолий Криволап, Иван Малкович, Мирослав Попович, Роман Кофман, Роман Балаян, десятки издательств, различные общественные организации, Украинский комитет Международного совета музеев (ICOM), музейный совет при Минкульте (и лично.Пиоро), много -много других.

Еще на первых порах нынешнего сюжета активность культеліти спровоцировала вероятность назначения нового руководителя «Арсенала» — с применением процедуры конкурса для объектов хозяйственной деятельности государственного сектора экономики. В то время как «Арсенал» — культурная институция. Поэтому, исходя из логики, необходимо руководствоваться нормами Закона Украины «О культуре», а не постановлением Кабмина №777 от 03.09.2008 г

Шпагат — очевиден.

ГУД, вероятно, воспринимает «Арсенал» как сектор в большей степени экономический, апеллируя к соответствующим документам.

Культурная общественность (в лице, например, Украинского комитета Международного совета музеев ICOM), которую не испугаешь казуистикой-эквилибристикой, трясет архивы и напоминает: во время передачи «Арсенала» напрямую Гуд, согласно указу президента Украины № 808 от 31.08.2007 г , указывалось на необходимость создания именно культурно-музейного комплекса. Это — априори.

А если и существуют какие-то «интересы» в связи с этим институтом, они должны быть сугубо культурными, просветительскими.

Фигурой, за которую схватились противоборствующие сектора — экономический и культурный, — ожидаемо оказалась п. Заболотная. Нынешний гендиректор «Арсенала», красивая женщина. Но не только в этом ее преимущества.

Несмотря на все возможные мнения (относительно именно этого руководителя), существуют неоспоримые аргументы, которыми обязаны руководствоваться как экономисты, так и культрегери разных вероисповеданий.

Поэтому декларирую жанр статьи как «голос поддержки». Не только конкретного человека, которая оказалась в «Арсенале» периода «шпагата», но и логики и здравого смысла. А также того формата реформ, которым грезят все нынешние громкие реформаторы…

Напомню, аргументы предполагают действенность и результативность, креативность и способность качественно преобразовывать пространство не только внутри рабочего кабинета, но и внутри страны.

Миллионы посетителей «Арсенала» за последние пять лет — факт. Шесть десятков громких акций за пятилетку — аргумент. Ликвидация долгов по зарплатам и избавление от разрухи стен самого комплекса — неоспоримая данность.

"Арсенал" садять на шпагат

В перечне действующих шагов, которые, возможно, кто-то и пытается поставить под сомнение, является, на мой взгляд, самый важный. Киев в период накопления вторичного капитала (когда, казалось, продали и украли уже «все»), благодаря нынешнему менеджменту комплекса, получил уникальный культурный европейский ландшафт в центре европейской столицы. Место силы и притяжения всех адекватных культурных людей. Которые выстраиваются в длиннющие очереди, пытаясь попасть на то или иное мероприятие (только за несколько дней недавнего «Книжного Арсенала» этот культландшафт посетили около 100 тыс. людей).

Одно слово, шпагат «Арсенала», или аэробика, что разыгрывается ГУД, замыкается именно на личности руководителя, который отстаивает прежде всего — приоритеты культуры.

Как стало известно DT.UAпосле пачки писем в АП от художников, передвижников, деятелей литературы и кино (которые поддерживают позиции конкретного руководителя), в ГУД вроде согласились на проведение конкурса в «культурном» формате. Исходя из последних законодательных постулатов.

Впрочем, «вроде бы» еще не значит, что разум когда-нибудь победит. В ситуации нынешнего «шпагата» не исключаются различные движения и различные сценарии.

Например, первый сценарий: сразу после 13-го мая ГУД назначает нынешнего директора — «в.а.» (до официального объявления конкурса), и все идет как бы своим путем. Второй возможный сценарий: АП своему хотению и собственному велению засылает казачка в статусе в.а. И с этой мизансцены может развернуться то, что было обозначено выше как экономический сектор.

По некоторым версиям, экономический сектор в этой ситуации для некоторых заинтересованных сторон связан вовсе не с картинами, не с корзинами и даже не с картонками. Економсектор — в ареале «Арсенала» — гектары земли. Которых почти 10 га. Это — общая площадь «Арсенала». Но «экономистов», очевидно, интересует и территория, которая как бы скрыта от глаз посетителей. Это около 5 га еще не освоенного счастья. В центре столице.

То есть — в перспективе — это десятки миллионов долларов. Которые можно получить, «освоив» все это в обход ЮНЕСКО (у нас, как известно, могут даже заручиться автографом Будды, если решат что-то освоить и что-то построить).

Около 5 га на Печерске — на арсенальській исторической территории — серьезная перспектива, за которую интересно бороться.

Если версии про «борьбу» именно за эти 5 га (а не так за выставки внутри «Арсенала») — правдивые, то дальнейший ход событий подтвердит или опровергнет их. То есть сама процедура конкурса на должность будущего руководителя «Арсенала» и проявит интересы заинтересованных и аппетиты голодающих.

Правда, конкурс как таковой (даже в обновленных и холеных депутатами параграфах) — процедура далеко не идеальна, чтобы не повернуть дышло телеги в нужном направлении.

Скажем, конкурсная комиссия состоит из трех сегментов. Трудовой коллектив, общественные организации, представители «собственника». Во втором и третьем случаях, зная, как у нас умеют режиссировать плохие спектакли, могут найтись и выгодные общественники, и скелеты в шкафах. И что угодно, только бы ситуации шпагата победила та нога, которая отвечает сугубо за сектор экономики.

Поэтому ставки высоки, аппетиты — большие.

И на кону будущее не так конкретного руководителя, как главного на сегодня культурного ареала столицы.

Риторика из этого и других поводов, связанных с процессами нынешнего реформирования культурной сферы, на мой взгляд, должен прежде всего защищать не культуру (как некую абстракцию), а личности в культуре, которые на такое реформирование действительно способны — реально и результативно.

…Их немного, но они есть. Они не святые, но способны каяться. Они болеют за общее дело, а нам самим не грех в сложный период испытаний оказаться в рядах соратников.

Пошел один «правительство реформаторов». Пришел другой…

И если после их «реформ» окажутся «отжатыми» исторические земли, если после них останутся не ареалы культуры, а выжженная земля, то, простите образность, это уже будет не «правительство реформаторов», а — «правительство терминаторов». Цель которого — уничтожить все живое, творческое, либеральное, национальное, патриотическое, европейское, креативное. И на «отжатом» поле построить себе небоскреб.

Факты

«Мистецький Арсенал» — национальный культурно-художественный и музейный комплекс, созданный в 2005 г. Начал свою экспозиционную деятельность 2009-го. За период с 2009 г. «Мистецький Арсенал» посетили около 3 млн человек. Одним из наиболее ярких и масштабных международных проектов стала Первая Киевская биеннале современного искусства ARSENALE-2012. В которой приняли участие 100 художников из 30 стран мира и на которой побывали более 130 тыс. людей.

Выставочная площадь «Арсенала» в зимний период —
12 000 кв. м, в летний — 24 000 кв. м.

Площадь земельного участка вокруг комплекса — 9,8 га.

Наиболее посещаемые проекты: Международный фестиваль «Книжный Арсенал» — около 100 тыс. людей за 5 дней; Первая Киевская биеннале современного искусства ARSENALE-2012 — 130 тыс. людей за 2 месяца; выставка «Мария Примаченко. Необъятное» — около 100 тыс. людей за 40 дней.

"Арсенал" садять на шпагат

Василий Артюшенко, DT.UA

Отзывы:

— «Арсенал» — удивительное место, где присутствует сильный дух. Уверен, в его проектах должны сотрудничать украинские художники с художниками мирового уровня. Для меня было честью работать с украинской командой над Первой Киевской биеннале современного искусства ARSENALE-2012″. (Дэвид Эллиот, британский куратор и исследователь современного искусства).

— «Арсенал» — важный культурный объект не только для Украины, но и для Европы. При этом следует отметить, что таких уникальных помещений и таких масштабных действующих культурных институций в мире не так уж и много. Необходимо сделать все возможное, чтобы он был достроен и стал частью единого комплекса, который будет охватывать Лавру и «Мистецький Арсенал». (Дитер Богнер, австрийский исследователь искусства и архитектуры).

 

P. S. Развитие сюжета вокруг «Арсенала» — в ближайших номерах DT.UA

Источник

Добавить комментарий