Александр Дубовик: отказ от реальности

Олександр Дубовик: відмова від реальності

«Люди, которые голосуют за неудачников, воров, предателей и мошенников,,
не являются их жертвами. Они соучастники…»
Джордж Оруэлл

ZN.UA

Олександр Дубовик: відмова від реальності

@zn_ua

Читайте @zn_ua

Я уже с ZN.ua

В нынешнем году на соискание Национальной премии имени Тараса Шевченко выдвинут цикл работ Александра Дубовика «Архив оговорок», одноименная выставка которого прошла летом 2016 г. в залах «Мыстецкого арсенала».

Александр Дубовик — всемирно известный художник, классик современного искусства. Человек энциклопедических знаний и широкого европейского образования, глубокий философ и мыслитель, — своим творчеством он олицетворяет время пересечение веков: время душевного беспокойства, политического кризиса, тотальной переоценки устоявшихся моральных и эстетических норм, понятий красоты и гармонии. Его отец, известный украинский поэт, был репрессирован, и это отразилось на творческой судьбе Александра Дубовика.

К своему успеху он шел достойно, сохраняя свою «эстетическую совесть».

Но путь его признания не был прямой восходящей линией, в 1960-1970-х гг. она потерпела и головокружительных преобразований.

После успешного окончания Киевского художественного института в 1957 г. творческая карьера художника складывалась на удивление удачно: через год он становится членом Союза художников, участвует в громких выставках в Москве и Киеве в программе VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов 1957 г, преподает живопись и рисунок в Киевском училище декоративно-прикладного искусства (1962-1965), работает художником в журнале «Изобразительное искусство», получает приглашение в только что открытых в Украине Творческих мастерских Академии художеств СССР.

Важная примета периода «оттепели» — увлечение художника общественной работой в Союзе художников, инициирование молодежного творческого объединения, что связывало себя с тем надежд на свободу творчества, с либерализацией культуры и ослаблением официальных основ искусства соцреализма.

Олександр Дубовик: відмова від реальності

Александр Дубовик много рисует, экспериментирует. Перед ним открывается безграничный художественный пространство, наполненное недоступной ранее информации о тогдашнее мировое искусство, неисчерпаемые творческие возможности и пластические поиски художников авангарда начала ХХ века.

Он настойчиво ищет свой путь реализации художественных задач, неустанно движется вперед внутри своего внутреннего художественного мира, совершенствуя художественный язык и в то же время не меняя своей последовательности в утверждении собственных поисков пластической метафористики.

Именно с этих позиций следует рассматривать серию автопортретов (1948, 1958, 1961), портрет.Журавля (1966), портрет Ирины (1969), работы «Физики»(1965), «Операция»(1966).

Постепенно художник утверждается во мнении, что главным является не изображение конкретной действительности, предметов, а создание такого эмоционального состояния, которое вызывает у зрителя соответствующий всплеск духовного напряжения.

Художник приходит к отказу от натуры, выбирает поиск нефигуративной живописи.

Это является важным и поворотным моментом творчества художника 1960-1970-х гг. Ведь отказ от реальности, а соответственно — от идеологических установок того времени давала ощущение полной свободы, как в выборе тем, так и в привлечении художественно-пластических средств. Как следствие — художнику запрещают выставляться, и это вынужденное молчание длится на протяжении 20-ти лет.

В тот сложный период, когда его работы находились в эпицентре официальной критики, Александр Дубовик не прогибался под требования времени, он твердо и упорно искал свои пути, совершенствуя свой художественный язык, экспериментируя с самыми разнообразными возможностями сопоставления формы и символики цвета, пространственных решений, все больше приближаясь к поискам знака — иероглифа.

Олександр Дубовик: відмова від реальності

В 1960-1970-х гг. рождаются те пластические идеи, которые со временем получат свое продолжение и реализацию. Тогда появляется идея создания «букетов» в их разнообразной интерпретации, серии «Праздники», «Триумф», «Карнавал», «Диалоги», «Нирвана», «Тріумвіратор». Художник объединяет свои произведения в определенные циклы, в которые входят от 5 до 80 работ.

Сложные многоплановые работы мастера можно постичь и приблизиться к их осознанию, лишь проявляя ассоциативность мышления.

Важным является обращение художника к визуализации знака-символа, поиск его наиболее адекватного прочтения и нахождения его новых окреслень, наполнение новым глибокоемоційним содержанием. Они присутствуют во всех работах.

Между тем в каждой работе художника есть один знак, что объединяет все произведения. Это круг, символ вечности бытия, который одновременно воспринимается как окно в другие миры, прорыв в другие галактики.

Это создает ощущение бесконечности и параллельности миров, наполняет каждую работу художника глубиной познания реальности бытия, перехода в другую категорию осмысления.

Работы Дубовика — сложные композиции гипертекста с реминисценциями, художественными цитатами цивилизаций, что давно погибли и отошли в вечность, культур античности, ренессанса, барокко. Они живут в подсознании, возвращаясь в новом качестве, новом прочтении.

Свои философские размышления о путях искусства, мироздание Александр Дубовик изложил в книгах «Палимпсесты», «Слова», в статьях и стихах.

Источник

Добавить комментарий